Как сэкономить на одн

Сверхнормативный ОДН: кто оплачивает и что делать?

Борис Гладких: «Я бы посоветовал жильцам и собственникам квартир вникнуть в ситуацию» Жители края уже получили первые квитанции, рассчитанные по новым нормативам. Теперь, если ОДН по приборам выйдет больше норматива, оплачивать разницу будет ТСЖ, ЖСК или управляющая компания.

Я считаю, что эти меры не воспитывают обслуживающие организации. Все, что можно было выявить, устранить в многоквартирном доме за те средства, которые платит потребитель, — выявлено и устранено. Сегодня в большинстве многоквартирных домов у нас в этом плане порядок. Основная проблема именно в тех нормативщиках, которые потребляют значительно больше, и все это отражается на общедомовом приборе учета.

До 1 января 2021 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом — по 1000 рублей.

Точный расчет предоставит управляющая компания. Если квитанция за январь уже пришла, попросите предоставить показания общедомовых счетчиков и расчет по нормативу. Это можно сделать лично или на собрании собственников.

Смените управляющую компанию, если она плохо работает или не слушает рекомендации Минстроя. Если УК нарушает договор, его можно расторгнуть. Либо можно провести общее собрание собственников и в течение 5 дней уведомить УК о расторжении договора, даже если нарушений нет.

Ниже приведены сведения, которые дают точные цифры электроэнергии по СОИ (состав общего имущества в многоквартирном доме). Выбирайте свой город, скачивайте документы (берите цифру норматива), затем рассчитывайте ОДН по формуле ниже.

Как и прежде, расходы на общедомовые нужды обязаны покрывать из собственных средств владельцы жилья в МКД. Таким образом, на вопрос о том, кто платит ОДН: жильцы или управляющая компания, в законодательстве содержится однозначный ответ: УК обязана оплачивать лишь превышение установленного норматива потребления коммунальных услуг на ОДН, выявленное учетными приборами.

В законе говорится об этом просто и, на первый взгляд, понятно: затраты на обслуживание того имущества, которое как бы принадлежит проживающим в том или ином доме. Так, если это ОДН на воду, то это мытьё подъездов и лестничных клеток; если это ОДН на тепло, то это отопление подъездов; если это ОДН на электричество, то это лампочки в подъездах; и т.п.

  1. Жильцам нужно проявлять активность в недопущении включённого освещения придомовой территории в светлое время суток.
  2. Выключать свет на лестничных площадках, когда в этом нет необходимости.
  3. Чтобы постоянно не контролировать включение осветительных приборов в отсутствии людей, надо установить датчики движения.
  4. Активу жильцов нужно знать о несанкционированном подключении к электросети арендаторами нежилых помещений в МКД. Если таковые факты подтверждаются, то нужно обязать арендаторов нести расходы на ОДН по электроэнергии.
  5. Собственникам квартир не надо затягивать с подачей отчётности по показаниям электросчётчиков. В случае затяжки сроков оплаты управляющая администрация может перевести хозяев таких квартир на нормативные расчёты.
  • электроосвещение лестниц, площадок, подъездных тамбуров и общих коридоров;
  • свет в подвалах и на чердаках;
  • электроснабжение лифтовых хозяйств;
  • подключение и эксплуатация видеокамер и домофонов;
  • обслуживание противопожарной сигнализации, насосов и иного электрооборудования коммунального пользования;
  • потери в сетях внутридомового хозяйства.

Изыскания судей.

В рамках рассмотрения дела № А31-1084/2018 судьи заявили: вопрос о том, относятся ли чердаки к общему имуществу МКД для исчисления платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, должен решаться в соответствии со ст. 36 ЖК РФ. Кроме того, следует выяснить, учтена ли площадь чердаков органом тарифного регулирования при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.

Какие сведения учел орган тарифного регулирования?

Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в письме от 30.10.2018 указал, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД им были направлены в ОМСУ и управляющие компании запросы о предоставлении сведений о площадях помещений МКД, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Расчет нормативов коммунальных услуг по электроснабжению выполнен по представленной информации муниципальными образованиями и управляющими компаниями.

Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 27.02.2017 общество (ответчик) в целях определения нормативов потребления коммунальной услуги направило в департамент сведения об общих площадях помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (согласно установленной форме), исходя из сведений, указанных в паспорте МКД. В форме, по которой общество представило в департамент сведения, отраженные в технических паспортах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, отсутствуют отдельные графы, содержащие данные о площади чердаков. Данный факт, по мнению АС ВВО, не свидетельствует об исключении площади чердаков из состава общей площади помещений.

Важно ли освещение чердаков?

Наличие чердаков подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами и актами обследования чердачных помещений в спорных МКД и обществом не оспаривалось. Отсутствие осветительных приборов, как и неэксплуатация указанных мест общего пользования (чердаков), не исключает техническую возможность использования чердаков и установления в них освещения.

Какую информацию УК предоставила РСО?

Общество в письме от 28.06.2017 предоставило РСО (истцу) сведения о площадях мест общего пользования в МКД, в том числе чердаков, которые впоследствии были учтены организацией при расчете стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.

Вывод судей

Общество, добровольно принявшее на себя обязательства по управлению жилыми домами, обязано обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению актуальной технической документации на спорные дома, в том числе сведений о площади помещений, входящих в состав общего имущества, и его составе по видам помещений. Невыполнение обществом возложенных на него обязанностей не может служить основанием для освобождения его от оплаты поставленного ресурса.

Следовательно, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадей чердаков для целей определения объема электроэнергии на общедомовые нужды в домах, не оборудованных ОПУ, не имеется (Постановление АС ВВО от 31.05.2019 № Ф01-1362/2019 по делу № А31-1084/2018).

* * *

При расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ, должна учитываться площадь общедомового имущества, включающая в себя в том числе площадь чердаков. Причем при установлении норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды орган тарифного регулирования также должен учесть эту площадь. Соответствующую информацию он может получить, в частности, от УК, которые должны учитывать, что площадь чердаков включается в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (но только в целях определения норматива потребления электрической энергии на ОДН).

Кстати, Минстрой отмечает, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН с нарушениями в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в МКД. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам ГЖН в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль. 

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 23.11.2018 № 306-КГ18-18936.

В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.08.2019 № 301-ЭС19-12546.

Суть лжетеории

Коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества (КР СОИ), а при непосредственном управлении – коммунальные услуги на общедомовые нужды (КУ ОДН), ничем не отличаются от коммунальных ресурсов, потребляемых в помещениях многоквартирного дома (МКД).

Отсюда следуют несколько выводов:

1) КР СОИ (КУ ОДН) физически расходуются в помещениях (или на других элементах), входящих в состав общего имущества. Процесс потребления (расхода) таких ресурсов (услуг) ничем не отличается от процесса потребления коммунальных услуг в помещениях многоквартирного дома, находящихся в собственности отдельных собственников.

2) Для потребления КР СОИ (КУ ОДН) указанные ресурсы должны быть поданы к месту потребления по соответствующим элементам инженерной сети – то есть, имеется возможность определения конкретных точек потребления КР СОИ (КУ ОДН) – это может быть либо одна точка (конкретный водопроводный кран или ввод для подключения электрооборудования), либо некий отдельный участок сети, объединяющий несколько (все) точек потребления КР СОИ (КУ ОДН) и сам, в свою очередь, запитанный от некой конкретной точки соответствующей внутридомовой инженерной сети. Например, широко распространено мнение, что в случае оборудования дома двумя электровводами – отдельно на электропитание помещений, принадлежащих отдельным собственникам, и отдельно на электропитание всего остального (общее имущество), то электроэнергия на СОИ потребляется исключительно по второму вводу (на общее имущество).

3) Обязанность устанавливать приборы учета всех коммунальных ресурсов утверждена федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ. Таким образом, КР СОИ (КУ ОДН) подлежат учету путем оборудования соответствующих приборов учета (даже предлагаются различные названия таких приборов – например, «ОДН», «МОП»). Отказ от установки в доме такого прибора приводит к тому, что рассчитанный объем КР СОИ (КУ на ОДН) включает в себя не только тот объем, который фактически потреблен на содержание общего имущества (например, вода на мытье полов и стен в подъездах, электроэнергия на освещение мест общего пользования и т.п.), но и объем ресурса, потребленного способами, не подпадающими под определение ресурса, потребленного при содержании общего имущества – например, неучтенное потребление при фальсификации показаний приборов учета в помещениях дома, при проживании в квартире без регистрации в отсутствие приборов учета, потери коммунального ресурса вследствие утечек и т.д. В примере из п.2 предлагается устанавливать отдельный электросчетчик на электроввод, питающий участок сети, обеспечивающий электроэнергией общее имущество, и считать этот электросчетчик прибором измеряющим объем КР СОИ (КУ ОДН).

Приверженцы лжетеории придают объему потребленных КР СОИ (КУ ОДН) конкретный физический смысл (например, считают, что холодная и горячая вода на СОИ потребляется именно на мытье подъездов, а электроэнергия на СОИ – на освещение тех же подъездов), соответствующим образом производят «экспертную оценку» объемов потребления КР СОИ (КУ ОДН) и сравнивают полученные результаты с предъявленными к оплате. Следствием как раз являются возмущенные высказывания типа: «Не может быть, чтобы на мытье одного подъезда в пятиэтажке в месяц потратилось бы 5 тонн воды!», «Вода на мытье подъездов набирается в квартирах, ее объем учтен индивидуальными приборами учета, поэтому никаких ОДН по воде быть не может вообще!», «В подъезде горит 5 светодиодных лампочек по 5 Ватт, даже если они будут гореть круглосуточно, это всего лишь 18 киловатт-часов, а нам к оплате выставляют 150 киловатт-часов на всех!».

Кроме того, лжетеоретики полагают, что отказ от установки приборов учета «ОДН» (или «СОИ», или «МОП») является нарушением действующих норм законодательства, якобы УО/ТСЖ/ЖСК/РСО отказываются от установки таких приборов с целью неправомерного завышения объема предъявляемого к оплате собственникам помещений коммунальных ресурсов, потребленных при содержании общего имущества (коммунальных услуг на ОДН). В итоге предъявляются требования к установке неких приборов учета, измеряющих КР СОИ (КУ ОДН), причем название таких приборов остается неопределенным – то ли это прибор учета КР СОИ, то ли КУ ОДН, то ли коммунальных ресурсов, потребляемых в местах общего пользования (МОП).

Общедомовые нужды на электроэнергию не должны превышать норму

Иногда случается так, что жильцы платят больше за ОДН, чем за собственное потребление электроэнергии по счетчикам. Размер переплаты может быть существенным. Зависит это от многих причин.

На переплату могут влиять внутридомные инженерные сети, которые не поддерживаются в надлежащем состоянии (поэтому происходит утечка). Случается так, что не все жильцы добросовестно относятся к сдаче показания приборов учета, поэтому в УК происходит начисление, которое включает в себя рассчитанный среднемесячный объем потребления коммунальных ресурсов. Нормы могут превышаться, если произошло незаконное подключение к сетям электросети.

Как проверить правильность начислений:

  • Проверить квитанцию, в которой указан объем потребления электроэнергии.
  • Проверить показатели объема в жилых и нежилых помещениях.
  • Определить объем коммунальных ресурсов по ОДН.
  • Заняться проверкой реальных показаний на общедомовых приборах учета.
  • Проверить, правильно ли в квитанции указана площадь жилых и нежилых помещений, площадь общего имущества. Сделать это можно благодаря сверке техпаспорта конкретного дома.

Выполнить проверку суммированного объема коммунальных ресурсов, исходя из того, что показывают жильцы, будет сложно. Хоть вносить показания нужно обязательно, многие игнорируют этот пункт и не указывают, сколько показывает их прибор учета, что ведет к тому, что расчет выполняется по среднестатистическим показателям. Бороться с недобросовестными жильцами сложно, а вот вычислить нарушения по квитанции можно довольно легко.

Как правильно рассчитать и порядок расчета

Для расчета потребуются такие значения, как:

  • Показания общего домового учетного прибора.
  • Потраченная э/э во всех помещениях МКД нежилого фонда.
  • Потребленная э/э в жилых помещениях, где нет индивидуальных приборов учета.
  • Потребленная э/э в жилых помещениях, где есть индивидуальные устройства.
  • Площадь отдельно взятого жилья.
  • Площадь всех в совокупности квартир.

Электроэнергия ОДН по учетному прибору

Если жильцы позаботились о том, чтобы установить общий домовой прибор учёта, то ОДН считывается работниками Энергонадзора вместе с представителем жильцов, который выбран для этого на общем собрании (по желанию жильцов расчет осуществляется сотрудниками Энергонадзора без их участия). Расчет базируется на разнице между показателями общего учетного прибора, и значениями всех приборов, установленных в отдельных квартирах.

Сумма делится между владельцами квартир, но не поровну, а в зависимости от занимаемой площади. Чем больше жилье, тем больше его владельцу придется платить за общие домовые нужды. Формула расчета по э/э выглядит так:

Э/э по ОДН = (Значение по общедомовому учетному прибору – Значение Э/э за содержание общего домового имущества – Значение счетчиков по всем квартирам – Значение Э/э, рассчитанной по нормативам в тех квартирах, где учетные приборы отсутствуют) * (Площадь занимаемой квартиры/Площадь всех квартир в многоэтажке).

В случае же, если общего домового учетного прибора нет, расчет э/э за ОДН происходит, исходя из той величины, которая действует в конкретном регионе. Как правило, норматив существенно выше реального значения пользования, который показывает общий домовой счётчик.

Если расчет показал отрицательный результат

Ситуация может возникнуть тогда, когда в некоторых квартирах нет индивидуальных приборов учета, они оплачивают э/э по действующим нормативам, тогда как на самом деле потребляют значительно меньше энергии.

Исполнитель должен пересчитать разницу, которая делится между владельцами квартир. Поэтому если в квитанции плательщик найдет отрицательное значение по общим домовым нуждам, то возможно коммунальщиками сделан перерасчет.

Например, разница между значениями общего домового учетного прибора и суммой индивидуальных показателей равна 130 кВт/ч. в МКД зарегистрировано 150 жильцов. Разница будет рассчитана так: -130/150=-0,87. Если в квартире зарегистрировано двое человек, и они потребили 100 кВт/ч за один месяц, то потребленная э/э будет понижена на 2,61 кВт/ч.

Как рассчитать ОДН за электричество

ОДН на электроэнергию рассчитывается в соответствии с тарифами и нормативами, утвержденными областным правительством для каждого региона. Однако, несмотря на разницу в тарифах, формула расчета ОДН по электроэнергии на сегодняшний день едина для всех.

1. В первую очередь для расчета ОДН снимаются показания общедомового счетчика. Общедомовой счетчик фиксирует, сколько всего электроэнергии было поставлено в дом за отчетный период.

Для примера представим, что общедомовой счетчик показал, что за текущий расчетный период домом было потреблено 5 500 кВт⋅ч. Это общая сумма потребления, которая включает как индивидуальное потребление жильцами, так и потребление на общедомовые нужды.

2. После того, как показания общедомового счетчика сняты, они сравниваются с показаниями индивидуальных приборов учета. Для этого суммируются все показания, которые были сданы жильцами дома. Обычно период сбора показаний за электроэнергию — с 23-го по 25-е число каждого месяца. Ограничение в датах сдачи показаний нужно для того, чтобы показания снимались максимально единовременно, что снижает расхождения при сведении баланса по дому.

Допустим, что сумма всех ИПУ составила 4 500 кВт⋅ч. Это тот объем электроэнергии, который был потреблен жильцами квартир в личных целях.

Стоит отметить, что на сегодняшний день сбор показаний с жильцов встречается все реже в результате его крайней неэффективности и невозможность исключить «человеческий фактор». Судите сами:

  • Жильцы не всегда сдают показания. Кто-то забывает, а кто-то уезжает в отпуск или командировку, и физически не имеет доступа к счетчику. В результате собрать показания со 100% жильцов просто невозможно.
  • Показания передаются с ошибками. Кого-то подводит зрение, кого-то — внимательность, а у кого-то просто неразборчивый почерк. Поэтому при сборе показаний с жильцов часть показаний, на основании которых совершается расчет оплаты ОДН, всегда ошибочна. Не говоря уже о том, что недобросовестные жильцы могут осознанно занижать показания своих приборов учета.
  • На обработку всех показаний, которые поступили от жильцов, уходят целые часы, а то и дни — в зависимости от того, сколько домов и квартир обслуживает управляющая компания. В свете количества дел, которые требуют внимания управляющих компаний, такой расход времени на обработку показаний просто нерационален.

Существует еще целый ряд причин, почему «ручной» сбор показаний все увереннее уходит в прошлое, уступая место автоматизированному сбору показаний электроэнергии, который позволяет свести баланс по всему дому за 15 минут со 100% точностью.

3. После того, как показания ИПУ жильцов собраны и суммированы, полученная сумма вычитается из общедомовых показаний. Это дает понять, сколько из общего объема потребления было потрачено жильцами, а сколько ушло на обслуживание общедомовой территории.

5 500 кВт⋅ч — 4 500 кВт⋅ч = 1 000 кВт⋅ч. 1 000 кВт⋅ч — это и есть объем электроэнергии, который был потрачен на общедомовые нужды за отчетный период.

4. Для того, чтобы распределить полученный ОДН по квитанциям собственников, нужно вычислить, какой объем общедомового расхода будет оплачиваться каждым конкретным собственником. Такой объем считается на основании площади, которую занимает собственник. Поэтому для начала рассчитывается отношение одной единицы ОДН (в случае с электроэнергией это 1 кВт⋅ч) на 1 м² жилой площади.

К примеру, жилая площадь многоквартирного дома составляет 5 600 м². Для того, чтобы рассчитать объем ОДН на 1 м², разделим весь объем ОДН в 1 000 кВт⋅ч на всю жилую площадь дома. 1 000 кВт⋅ч / 5 600 м² = 0,178 кВт⋅ч, именно такой объем ОДН приходится на 1 м² жилого помещения.

5. Имея информацию, какой объем ОДН приходится на 1 м² жилого помещения, можно рассчитать, какой объем ОДН будет оплачен каждым конкретным собственником.

Если квартира собственника имеет площадь 35 м², то умножив объем ОДН за 1 м² на эту площадь, получим 6,230 кВт⋅ч. Это тот объем ОДН, который будет оплачен собственником с квартирой площадью 35 м².

6. Оплата ОДН рассчитывается в соответствии с нормативами, утвержденными в городе или регионе.

В случае, если тариф за электроэнергию равен 5 руб./кВт⋅ч, то, умножив 6,230 кВт⋅ч на 5 руб., получим 31 руб. 15 коп. Это сумма ОДН, которую оплатит собственник с квартирой 35 м².

Приведенная формула расчета ОДН по электроэнергии будет актуальна, если в доме установлен общедомовой прибор учета. Если общедомового счетчика не установлено, ОДН оплачивается по нормативам с применением повышающих коэффициентов.

Что такое общедомовые нужды

В рамках 36 статьи Жилищного кодекса РФ к общедомовому имуществу многоквартирного дома относят помещения, которые не являются собственностью жилья, но являются местами общего пользования. В рамках указанной статьи четко определен перечень такого имущества.

ОДН, это:

  1. Подъезд: лестничная клетка, пролеты.
  2. Лифты.
  3. Чердак.
  4. Техническое помещение.
  5. Подвал.
  6. Помещение, в котором расположены инженерные коммуникации.
  7. Помещения, для досуга жильцом: детская комната, зеленая зона и т.д.

Также в данную категорию входит придомовая территория: пешеходные дорожки, клумбы, лавочки и столы у дома для отдыха, детская площадка.

Не следует забывать про:

  • Электроэнергию, которая потребляется для освещения подъезда и двора в ночное время суток.
  • Водоснабжение, используемое для полива клумбы у дома и уборки помещений.
  • Отопление подъезда, в зимнее время года, поскольку в рамках закона температура в холодное время не должна быть ниже 16 градусов.

Все перечисленное относится к общедомовым нуждам и должно быть оплачено, наравне с остальными коммунальными услугами.

Нормативы ОДН-2020 для домов разных типов – цифры

— Резиновые квартиры, прописанные и не проживающие, проживающие, но не прописанные, постоянные перерасчеты за временно отсутствующих, магнитики на приборах учета, несвоевременная подача данных – это теперь проблемы управляющей организации. Теперь собственник не ищет, где у него происходит утечка ресурсов. Теперь этим занимается управляющая организация по принципу: «Я заплатил – ваш дисбаланс, вы с ним и разбирайтесь». Вот в чем плюс этого нормативного акта, — говорит начальник Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Евгений Пономарев.

Появление отдельных цифр вовсе не значит увеличение суммы платежа, говорят специалисты. ОДН — мытье в подъездах полов и окон, свет на лестничных площадках, уборка и работа лифтов — все это раньше было учтено в коммунальных услугах. А теперь в жилищных. По новому нормативу, жители двуххэтажных домов за общедомовые нужды будут платить в районе 44-х копеек за квадратный метр, в пятиэтажках – рубль пятьдесят. Высотки, начиная с девяти этажей, от 2,5 рублей до шести рублей в зависимости от площади дополнительных услуг. В жилинспекции подчеркивают, что новшества не только не увеличат плату за коммуналку, а в некоторых случаях и уменьшат ее. Управляющие компании теперь не смогут списывать потраченные излишки на карман собственников.

07 Фев 2020 juristsib 1645

Поделитесь записью

Основные моменты

Начиная с 2020 года, оплата за общедомовые нужды рассчитывается по новым правилам. Такое нововведение обусловлено необходимостью расчетов с учетом реального потребления.

По мнению законодателя, смена статуса услуги позволит начислять оплату только за действительно израсходованные ресурсы.

В частности УК должны были провести проверку каждого дома, обнаружить случаи нецелевого употребления коммунальных ресурсов, выполнить работы по повышению энергоэффективности.

С 2020 года в квитанциях общедомовые нужды включаются в плату за содержание общего имущества.

Что это такое

Платеж ОДН рассчитывается на основании показаний общедомовых приборов учета, установленных в большинстве МКД, в сравнении с показаниями индивидуальных счетчиков.

Когда в квартире не установлен счетчик, то объем расходованных ресурсов рассчитывается как соотношение квартирной площади к сумме всех площадей общего имущества.

Если говорить о предназначении ОДН, то это коммунальные услуги, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности всего многоквартирного дома.

Пересмотр расчета ОДН объясняется тем, что многие управляющие организации стали списывать в этот раздел собственные долги перед поставщиками ресурсов и иные сторонние затраты.

Из чего состоят

Большая часть собственников недостаточно понимает, что входит в общедомовые нужды. Общее представление таково, что ОДН это только освещение и отопление подъезда.

На самом деле кроме перечисленных затрат в РДН включаются расходы:

По электроснабжению Общедомового оборудования и помещений общего пользования
По водоснабжению на обслуживание и работу отопительной системы Мойку и уборку общих помещений, уход за придомовой территорией

Включать в состав ОДН прочие расходы ресурсов категорически запрещено. Жильцы не должны платить за общедомовые нужды сверх нормы.

На практике это выглядит так, что если часть энергоресурсов теряется в процессе доставки к конечному потребителю по вине УК, то затраты оплачивает управляющая организация.

Правовое регулирование

ФЗ № 176 был принят Госдумой РФ еще летом 2015 года. Цель закона позиционирована как создание условий для более эффективной работы в отрасли ЖКХ и улучшение платежной дисциплины.

Следствие закона должно было стать начисление платы за пользование коммуслуг, используемых для общего имущества МКД, исходя из реальной величины потребления, рассчитанной по специально определенным нормативам.

В настоящее время для взимания платы за ОДН применяются следующие нормативные акты:

  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении»;
  • Постановления Правительства РФ № 344 и №354, включая приложения к ним, касающиеся предоставления коммуслуг жителям МКД;
  • ФЗ №176 от 29.06.2015.

Нововведения обусловили исчезновение строки об ОДН из платежных квитанций. Причина была в росте социальной напряженности среди населения и отказе многих собственников от оплаты непонятных расходов.

Для применения нового порядка Правительством РФ были внесены изменения в «Правила предоставления коммуслуг …», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 6.05.2011.

Схема расчета затрат ОДН в 2021 году

Нормативные правовые акты, которые касаются общедомовых нужд, устанавливаются властями региона, соответственно в разных регионах могут быть разные нормы. Но в любом случае жильцы должны оплачивать только существующие нормативы .

Составляющие общих домовых нужд

В итоге жильцы смогут понять, сколько стоит обслуживание общих помещений и территорий дома. Вероятно, такой подход поможет многим жителям не только понять саму структуру формирования затрат на общее имущество, но и найти более экономичные варианты использования ресурсов дома, возможно, потребующие дополнительных вложений, но безусловно способные сделать жизнь в доме более комфортной.

Тем не менее, данное письмо носило рекомендательный характер и не было принято всеми областями к исполнению. Поэтому летом власти приняли закон от 29.07.2017 N 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса РФ…», в котором официально утвердили положения о приоритете показателей приборов учета в формировании платежей за ОДН.

Но нормативы были обновлены не во всех регионах, а некоторые жилищные компании, воспользовавшись нововведениями, не уменьшили платежи своих жильцов, а увеличили. В связи с многочисленным жалобами, Минстрой в феврале направил всем главам субъектов письмо № 4275 от 14.02.2017 с разъяснениями. В письме пояснялось, что если в доме установлены общие счетчики и расход ресурсов по факту выходит меньше, чем по установленным нормам, жильцы платят по счетчикам. Если же по счетчикам расход больше, чем указан в нормативах, жильцы оплачивают только фиксированную сумму нормы, а за превышение платит УК. То есть владельцы квартир не обязаны оплачивать больше, чем установлено за норму, но имеют право на уменьшенные платежи в случае экономии ресурсов.

Если общедомовой счетчик отсутствует

Расчет суммы оплаты общедомовых нужд в 2021 году осуществляется посредством двух способов

Основной критерий, которому уделяется внимание – наличие/отсутствие общедомового учетного прибора на территории МКД. Для этого применяются специальные формулы и нормы, которые прошли утверждение силами правительства, применяется общий принцип, зависящий от ряда факторов

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Методика расчета оплаты ОДН

Размер платы за каждый вид коммунальных услуг на общедомовые нужды определяется согласно установленному порядку расчета. К платным коммунальным услугам относится:

  • горячее и холодное водоснабжение;
  • отопление;
  • газоснабжение;
  • электроснабжение.

Кроме того, производится и начисление ОДН за водоотведение.

Если МКД оснащен общедомовым счетчиком, то плата за услугу рассчитывается на основании показаний прибора. В случае, когда подобные устройства в доме отсутствуют, расчет производится исходя из нормативов потребления, установленных органами власти субъектов РФ.

Как происходит расчет по счетчикам

Отличия в методике расчета и стоимости общедомовых нужд обусловлены тем, оснащен ли МКД коллективным прибором учета коммунальной услуги или жилые/нежилые помещения здания оборудованы индивидуальными или общими счетчиками.

Детально о том, как оплачивать общедомовые нужды если имеются общедомовые приборы учета, объясняется в приложении к Постановлению .

Согласно новым правилам, при наличии счетчиков и по их показаниям жильцы смогут платить даже меньше установленных нормативов. Разъяснения по этому поводу дал Минстрой.

Расчет по нормативам

Основным критерием расчета оплаты СОИД служат нормативы, установленные органами власти в конкретном регионе РФ. Если до принятия новых постановлений оплата общедомовых нужд в многоквартирном доме рассчитывалась управляющими компаниями по индивидуальной схеме, то теперь расчет производится в соответствии с законом – по нормативам.

Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома:

  • этажность;
  • год постройки;
  • вид системы отопления;
  • размер ванн;
  • наличие унитазов и центральной канализации.

После утверждения они размещаются на официальном сайте органа власти, а оплата ОДН по нормативам или по приборам включается в графу «содержание жилья».

Как изменится расчет ОДН в 2017 году

С первого апреля 2016 года в квитанциях, предъявляемых гражданам, плата за ОДН должна была переместиться со строки «коммунальные услуги» в «содержание жилого помещения».

Однако реализацию данного законопроекта перенесли на 1 января 2017 г. Одной из причин переноса стал тот факт, что не все регионы определили и утвердили нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Принятые не позднее ноября 2016 года показатели будут взяты за основу при расчете размера платы на содержание жилого помещения.

Теперь управляющие организации будут не вправе включать в счета потребление ресурсов выше принятого норматива для конкретного типа дома. Весь перерасход ресурсов они будут обязаны относить либо на собственный счет, либо принимать меры по устранению вероятных аварий и перерасходу ресурсов собственниками, жилье которых не оборудовано счетчиками.

Так как федеральный закон вступит в силу со дня его официальной публикации, у управляющих организаций еще остается время, чтобы оснастить все многоквартирные дома общедомовыми приборами учета при их отсутствии. Если заранее не сделать этого, в дальнейшем могут возникнуть проблемы при распределении затрат на общедомовые нужды по нормативу и сверх него между всеми собственниками помещений дома. Также управляющие организации смогут понять энергоэффективность или, наоборот, определить неэффективные траты ресурсов того или иного многоквартирного дома, исходя из его сверхнормативного потребления ОДН.

В том числе благодаря изменениям в расчете нормативов по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО), еще одним нововведением будет исчезновение из общедомовых нужд графы за вывоз ТКО. Теперь они будут рассчитываться исходя из числа проживающих в квартире, а не от площади жилья.

Еще одним нововведением станет исчезновение из счетов строки за текущий ремонт помещений, используемых для общедомовых нужд. Но если общее собрание собственников дома примет решение о сохранении существующего порядка начисления платы, он может быть сохранен. В таком случае, изменения коснутся только тарифов, которые также будут соответствовать общепринятым и утвержденным местными органами власти нормативам для конкретной категории домов (этажность, район, амортизационный износ, и пр.).

Основная цель всех этих нововведений — сокращение непомерных платежей на общедомовые нужды, которые порой достигают больших сумм, чем расходы жильцов на содержание их собственности. Будет меньше возможностей для управляющей компании списывать на общедомовые нужды потери из-за некачественного содержания инженерных сетей. Например, будет четко закреплено количество потерь при промывке сетей горячего водоснабжения и отопления (которые проводятся 2 раза в год). Нормативы будут определять предельное потребление ресурса на эти цели для конкретной категории домов.

Несомненно, все изменения нацелены на снижение размера коммунальных платежей, но как эти правила будут работать в действительности — покажет только практика.


Вам также может быть интересно:

  • Как передать показания счетчика, максимально сэкономив время?
  • Управляющая компания ЖКХ – что это такое?
  • Что входит в содержание и ремонт жилья в квитанции

Дополнительные продукты ЖКХ:

  • Программа 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК
  • Сайт с личными кабинетами для жильцов 1С: Сайт ЖКХ
  • Мобильное приложение ЖКХ: Личный кабинет
  • Мобильный монитор руководителя ЖКХ
  • Мобильное приложение Заявки мастера ЖКХ
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector