Варианты живописи по сырой штукатурке водяными красками
Содержание:
- Рисование по сырой штукатурке водяными красками
- Техника живописи по сырой штукатурке
- Технология написания фрески
- Раствор для росписи стен по сырой штукатурке
- Как сделать роспись по сухой штукатурке?
- Что это такое?
- Сущность росписи
- Подготовка поверхности для окрашивания
- Чем нанести рисунок на оштукатуренную стену?
- Подготовка поверхности стены
Рисование по сырой штукатурке водяными красками
Смысл данной техники состоит в том, что рисунок наносится на стену еще до высыхания штукатурки. Вначале на поверхность накладываются светлые тона, затем поочередно выполняются более темные, насыщенные и яркие элементы.
Особенности есть и у самой штукатурной массы: при ее изготовлении обязательно используется высококачественная известь, которая гасится водой до прекращения активной химической реакции.
Также для изготовления штукатурки нужна мельчайшая кирпичная крошка — она способна длительно удерживать воду и не сохнуть. Стену тоже готовят особым образом: искусственно создают на ней неровности, чтобы усилить адгезию с материалом. Во время нанесения рисунка поверхность стены регулярно увлажняется, чтобы краски ложились на мокрое основание. После высыхания картинка немного посветлеет, что связано с наличием извести в составе.
Качество готовой фрески будет зависеть от типа поверхности. Например, кирпичная кладка сильно впитывает воду, поэтому высыхание фрески будет быстрым, и без дополнительного грунтования контуры изображения могут потрескаться. На слабовпитывающих основаниях вызывают фреска высыхает медленно, в итоге картина будет смотреться более естественно. Чем больше слоев штукатурки нанесено на поверхность, тем дольше она сохнет.
Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками
Методика рисования по мокрому основанию довольно сложна. Она включает следующие этапы работ:
- Создание рисунка и подготовка макета в натуральную величину.
- Разрезание заготовки на отдельные фрагменты.
- Перенесение рисунка на стену, обведение контуров.
- Отбеливание основного фона.
- Заполнение отдельных сегментов фрески цветом.
Есть и упрощенные варианты выполнения техники. При наличии сноровки и определенного опыта справиться с работой можно даже в домашних условиях. В оригинале же требуется быстрота реакций и точность мазков. Для облегчения задачи макет картинки стоит заранее раскрасить так, как это будет сделано на стене, прописать его тенями.
История метода
Роспись по мокрой штукатурке практиковалась еще в античном Средиземноморье. Некоторые картины, выполненные несколько веков назад, сохранились до нашего времени — их можно увидеть на стенах храмов, старинных зданий. В Древнем Риме живопись по штукатурке украшала дворцы, стены в домах богатых людей, общественные здания. Особенно много фресок было в городах Помпеи, Геркуланума, которые позже оказались засыпанными пеплом Везувия.
В Средние века фрески стали еще более популярными. Благодаря недорогому сырью, которое готовилось из местных минералов, их стали применять повсеместно. Широко прославились итальянские художники, обладавшие огромным мастерством и талантом.
Поскольку краска намертво схватывалась со штукатуркой, она держалась невероятно долго и не тускнела, хотя после высыхания становилась более бледной. Вплоть до XVIII века фреска занимала ведущие позиции в украшении интерьеров, и лишь позже ее вытеснили новые виды искусства.
Суть процесса
После того, как штукатурка на основе песка и извести наносится на стену в несколько слоев, на верхнем выполняется рисунок определенными видами краски. Последние должны быть водорастворимыми, сделанными на основе извести, казеина или силикатов.
Постепенно краски впитываются в штукатурку, окрашивают присутствующую в ней известь (карбонат кальция). В результате картина становится как бы частью стены и не стирается. Удалить ее можно только путем снятия слоя штукатурки.
Фрески в квартире
Фреска относится к разновидности монументальной живописи: ее нельзя снять, как картину, и перевесить в другое место. Чтобы фреска действительно украшала помещение, она должна стать неотъемлемой частью интерьера, гармонируя с остальными его элементами. Именно поэтому нужно заранее продумать дизайн комнаты, определиться с типом картины, которая будет изображена на стене.
Габариты фрески тоже надо рассчитать еще до ее выполнения. Крупные изображения не впишутся в маленькую комнату, будут смотреться навязчиво, угнетающе. Роспись потолка тоже не всегда хороша для квартир: она подходит лишь при условии значительной высоты стен и большой площади комнаты.
Выполнять работу можно самостоятельно. Тем не менее, результат вряд ли будет напоминать труд профессионала. Если решено нанять художника, надо помнить, что далеко не все имеют навыки работы со штукатуркой. В ряде случаев приходится искать и штукатура, и оформителя, которые будут трудиться в паре, что обойдется в приличную сумму. При решении выполнить фреску своими руками рекомендуется потренироваться на менее сложных объектах и освоить игру света и тени, узнать свойства красок.
Техника живописи по сырой штукатурке
Живопись по сырой штукатурке является, несомненно, творческим процессом. Но она имеет также и свою определенную технику
Более того, перед нанесением фрески на стену, важно подготовить саму поверхность
Подготовка стен
Для подготовки стен к росписи по сырой штукатурке рекомендуется следующая пошаговая инструкция:
- Если на стене имеются слои старой штукатурки, их нужно обязательно снять. Если в некоторых местах штукатурка не соскабливается, ее нужно качественно очистить от пыли, краски и грязи.
- В бетонных стенах с ровной поверхностью делаются неглубокие пазы, щели, выбоины и иные дефекты. То есть стена попросту «портиться». Это можно сделать с помощью перфоратора (при наличии у него функции отбойного молотка) или отбойного молотка. Это необходимо сделать для наилучшего сцепления новой штукатурки с поверхностью стены.
- Перед нанесением первого слоя поверхность стены под нее нужно обильно смочить водой.
- При трехслойном штукатурении первому слою нужно дать полностью просохнуть, а перед нанесением второго слоя, первый смачивается до полного насыщения. При двухслойном нанесении первый слой должен просохнуть не до конца («подвять»).
- Перед нанесением следующего слоя каждый предыдущий нужно очищать шпателем от извести, которая образовывается при высыхании. При этом шкурить и шлифовать штукатурку не нужно.
- Каждый слой рекомендуется поцарапать крест-накрест для лучшего сцепления со следующим.
- Первые слои штукатурки рекомендуется накладывать толщиной 3–5 см. Последний (финишный) — около 3–5 мм, причем небольшими участками.
Нанесения рисунка
Нанесение фрески условно делят на три этапа:
Нанесение очертаний на поверхность штукатурки. Для начала у художника должен быть подготовлен будущий рисунок, который выполняется на бумаге или кальке и разрезает на фрагменты. Перенос рисунка на стену осуществляется путем прокалывания кальки или бумаги по контурам или с помощью «припорашивания».
Роспись стены красками. Здесь в основном все зависит от мастерства творца
Но важно соблюдать определенные принципы в последовательности нанесения красок: сначала наносятся светлые тона, затем — средние и только в конце — темные. После нанесения всех тонов художник вновь их повторяет, но уже в обратной последовательности
Кисти при этом важно использовать мягкие, чтобы не повредить тонкий финишный слой штукатурки.
Завершающий этап отделки тенями и светом. После того, как сам рисунок завершен, мастер может заняться отделкой фрески тенями, после — подчеркнуть световые моменты. Здесь важно то, что после высыхания цвета на штукатурке заметно тускнеют и угадать точный цвет в итоге очень сложно.
Работа над созданием фрески — процесс очень кропотливый и трудоёмкий
Исправить высохший готовый рисунок невозможно, поэтому при живописи по сырой штукатурке важно сразу четко и верно нанести все линии и цвета. Важно также не пропускать этапы подготовки стен к росписи, иначе, весь труд пойдет насмарку
Использование фресок на стенах в интерьере квартиры и дома, видео:
Как вам статья?
Мне нравитсяНе нравится
Технология написания фрески
Написание фрески должно быть быстрым, но торопиться в этом деле не стоит. Для того, чтобы не тратить время на размышления и переделку, мастер должен заранее ознакомиться со всеми тонкостями и знать схему работы, последовательность и окончательный вид готового изделия. Есть метод, позволяющий разграничить всю работу на три этапа:
- изготовление рисунка;
- нанесение тонов;
- отделка изображения отсветами и тенями.
Такая методика позволяет полностью выработать ресурс сохнущей штукатурки.
Началом живописи по сырой штукатурке является создание рисунка. Этот процесс подразумевает поиск затемненных и осветленных мест на фреске для лучшей выразительности работы. Окончанием этапа является полностью разграниченная область работы для каждого из цветов.
Когда поверхность фрески будет полностью раскрыта, необходимо первоначально заняться работой с тенями. В некоторых ситуациях есть вероятность пересыхания описей и теней, при которой в раствор вводится желток, разбавленный водой. Он не замедляет высыхание штукатурки, но образует клеящую смесь, удерживающую краски на поверхности.
В процессе написания мастеру приходится учитывать множество особенностей этой техники
первоначально важно помнить, содержащие известь колера после высыхания довольно сильно высветлятся. Увы, угадать окончательный тон довольно трудно, поскольку штукатурка каждый раз ведет себя по-разному
Это зависит от характера поверхности, на который она наложена. Если стена, продолжает быстро впитывать воду, фреска будет высыхать быстрее. Если штукатурка нанесена на не-впитывающую воду стену и если используется трехслойный грунт, время высыхания увеличится.
Художественная декоративная штукатурка требует повышенной внимательности и кропотливости, так как изменить участок фрески не получится, можно или внести небольшие коррективы или начать полностью все сначала. Поэтому если роспись выполняете не Вы, а наемный художник, стойте рядом с ним и полностью контролируйте процесс, хотя бы присутствием и видом, как будто Вы профессионал в этом деле.
Великие мастера прошлого времени использовали растворы по собственным рецептам приготовления, и большинство секретов, увы, утеряно. По большому счету они и не нужны для выполнения фрески в нашем времени, так как нынешние технологии уже хорошо продвинулись вперед. Выбирайте любой известный ныне, и пусть художественная штукатурка своими руками станет для Вас более, чем хобби и истинным произведением искусства.
Одна из самых древнейших отделок, которая на некоторое время была незаслуженно забыта – живопись по сырой штукатурке водяными красками. Одним из вариантов росписи называется фреска, которую создавали ещё в эпоху Возрождения. В нынешнее время эта методика снова получила широкое распространение.
Хотя данный вид отделки и требует каких-то малейших навыков, выполнить её самостоятельно вполне возможно. В этой статье попробуем ознакомить начинающих мастеров с основными нюансами росписи стен по штукатурке и с технологией выполнения работ.
Технология выполнения штукатурной росписи не является особо сложной.
Основные этапы её выполнения таковы:
- Рисунок выполняется на стенах или потолке, которые предварительно оштукатуриваются. Работа начинается ещё на невысохшем основании.
- На поверхность наносятся контуры рисунка, а затем приступают к росписи его водорастворимой краской.
- После того, как «картина» высохла, она приобретает своеобразную глубину посредством впитывания красок сырыми штукатурными смесями.
Если оценить данный процесс, то может показаться, что ничего сложного в нём нет. Только во время работы проявятся все нюансы, которые сопутствуют этому творческому процессу:
- состояние стен;
- подготовка растворов;
- технология выполнения росписи.
Если не уверены в своём мастерстве и художественных способностях, следует предварительно потренироваться на небольших участках. Первоначально можно на сухой оштукатуренной стене.
На видео: создание рисунка на декоративной штукатурке.
Раствор для росписи стен по сырой штукатурке
Процесс росписи стен по сырой штукатурке проводится в несколько этапов. Для начала необходимо подготовить раствор. В его состав помимо традиционных материалов добавляют дополнительные составляющие в виде кирпичной крошки, а также измельченное целлюлозное волокно или обычная солома. Кроме того, фракция песка должна быть более крупной. Такой состав позволяет обеспечить необходимо покрытие для дальнейшей отделки и прорисовки водными красками. Оштукатуривание проводится в несколько слоев толщиной по 3 см в среднем. Базовый слой считается основным – толщина должна составлять не менее 5 мм. Перед тем как нанести последующий слой, необходимо хорошо просушить предыдущий. Лицевой слой наносится небольшим слоем в 1-2 мм, при этом раствор должен быть «чистым» без добавления кирпичной крошки.
Перенос рисунка на подготовленную поверхность под фреску
Роспись по сырой штукатурке водяными красками
Лицевой слой штукатурки должен наносится совсем тонким слоем. Соответственно, он будет довольно быстро высыхать. Именно по этому, начинающим мастерам рекомендуется выполнять оштукатуривание небольшими участками площадью в 1-1,5 кв.м. и параллельно наносить на поверхность роспись. Но перед тем как приступать к окрашиванию водяными красками, необходимо тщательно продумать макет и нарисовать эскиз на бумаге, поскольку права на ошибку у вас не будет, исправить окраску на стене уже не получится.
Итак, на влажную только что нанесенную штукатурку наносится контур изображения. Сделать это можно путем прокалывания небольшой иглой либо кончиком карандаша. Поле уже наносим саму краску специальными мягкими кистями. При этом оттенки следует наносить в следующей последовательности – от светлого к темному. Вторым слоем осуществляется повторная прорисовка, но уже в обратной последовательности – от темного к светлому. Это позволит увеличить контрастность общей картины.
Фреска на потолке выполненная по сырой штукатурке
После того как все изображение будет прорисовано, необходимо дать росписи по штукатурке высохнуть. Этот процесс занимает в среднем 10 дней. В течение этого времени не рекомендуется трогать изображение. По мере высыхания штукатурки роспись будет менять оттенки и к окончанию процесса примет окончательный вид. Следует помнить, что в это время в помещении должна поддерживаться одинаковая температура без прямых солнечных лучей и сквозняков. По окончании работы можно нанести на изображение защитное покрытие в виде воска.
Таким образом, роспись по сырой штукатурке – это очень сложный вид отделки, который требует и творческих навыков, и знаний технологии работы. Даже незначительные ошибки могут лишить вас желаемого конечного результата. При этом исправление ошибок при работе практически не допускается. Однако хороший результат превзойдет все ожидания – вы получите уникальный, благородный интерьер, который вряд ли повторится.
Недорогие идеи по ремонту
Цены на ремонт
Как сделать роспись по сухой штукатурке?
- Как сделать роспись по сухой штукатурке?
- Нанесение фактурной штукатурки своими руками
- Подготовка поверхностей при штукатурке стен
История техники
Живопись и роспись по штукатурке имеет итальянские корни и называется фресками. Но в действительности фреска предполагает нанесение краски только на влажную, еще не высохшую штукатурку. А техника, когда расписывают сухую штукатурку, имеет название fresco a secco, т. е. «фреска по-сухому». Аль секко или асекко (и то и другое произношение и написание являются верными) имеет много различий с традиционной фресковой росписью стен.
В современном мире роспись по сухому имеет большую популярность. Краски, используемые при этом, имеют в своей основе растительный клей или яичный желток, смешанный с известью, и природной среде противостоят значительно лучше, даже учитывая сильную загазованность воздуха и повышенную солнечную активность.
В настоящее время такое понятие, как «альфрейные работы» включает в себя очень много самых различных приемов декорирования. Это и роспись под камень или под ценные породы древесины, и нанесение различных орнаментов или пейзажей, портретов.
Порядок выполнения работ
Перед тем, как приступить к работам непосредственно на поверхности, нужно разработать эскиз росписи и проработать на нем все детали, делать это желательнее всего на листе плотного картона. Живопись по сухой штукатурке не требует такой скорости, как по сырой, но удалить уже написанное очень сложно.
Подготавливая поверхность стены, нужно удалить с нее краску или побелку, а затем затереть штукатурку так, чтобы она стала ровной и гладкой. После этого подготовленную поверхность грунтуют, используя известковое тесто в сочетании с 10%-ным водным раствором казеинового клея. Раствор, составленный для грунтования, должен быть жидким, как молоко по консистенции. Наносят его на стену не менее 3-х раз, тонким слоем, с обязательной просушкой каждого слоя. После этого на подготовленную поверхность накладывают трафарет и порошком в марлевом тампоне оббивают его контур.
Чаще всего для выполнения этих работ используют темперу, которая готовится на яичном желтке. Желток составляет 1 часть, льняное масло – 0, 25 части, масляный лак – 0, 25 части и раствор фенола 1% – 1, 25 части. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны, и температуру не выше комнатной.
Можно применять не только темперу, но и обыкновенные масляные краски, клеевые краски или любые другие. Поверхность для каждого вида красок подготавливается особым образом.
Что это такое?
Нанесение краски прямо на сырую штукатурку и есть фреска (или аффреско). К строительной суровой штукатурке эта древняя техника не относится. Для того чтобы на стене появилась фресковая живопись, нужно сделать особое стеновое покрытие. Оно называется левкас. Его готовят из гашеной извести, смешанной с песком. Вместо стандартных красок используются натуральные пигменты, которые разводятся водой. Потому фрески и получают свои волшебные, сияющие оттенки, которые, если судить по древней росписи, побеждают даже время.
Любуется фресками человечество уже много сотен лет. Еще с античности известен этот вид живописи, который использовался для декорирования стен домов знати. Особого расцвета фресковая живопись достигла в эпоху Возрождения. Такие художники, как Рафаэль и Микеланджело, работали над фресками в знаменитых дворцовых интерьерах Людовика Гонзага.
В России же фрески появились в большей степени как элемент храмовой живописи. Если сейчас поехать в Святогорский монастырь, в Ферапонтов монастырь, там можно увидеть удивительные образцы фресковой живописи, фактически в первозданном виде.
Современная фреска тоже выглядит впечатляюще. И в силу того, что сейчас трендом является естественность, экологичность, ручная работа, все больше людей обращается к фресковой живописи в интерьере. Она выглядит очень солидно, уместна не только на больших площадях. Даже очень качественные фотообои не дадут эффекта настоящей живописи на стенах. Фрески отличаются ощущением подлинного стиля, рукотворной красоты, что ценилось всегда и сегодня особенно.
Сущность росписи
В древние времена из-за быстрого подсыхания штукатурки художникам приходилось действовать очень быстро, а сегодня такая роспись допускает вдумчивость и неспешность.
Теперь совсем не требуется придавать стене узор «на глаз», так как вы можете не торопясь придумать рисунок, изобразив его на бумаге, а после перенести уже на стену.
Каким же образом? Для этого потребуется разрезать рисунок на отдельные части, одинаковые по размерам подготавливаемого для работы участка на один сеанс живописи. Далее вы переносите контур эскиза на только нанесенную штукатурку при помощи иглы методом выдавливания.
Есть второй способ перенесения рисунка на стену, используя методику припорашивания: прокалываете иголкой дырочки по контурам рисунка, при этом остаются следы на свежей штукатурке. Если хотите, чтобы основа для нанесения изображения была белой, как лист бумаги, можете нанести немного разбавленного известкового раствора на чистовой грунт.
Живопись по сырой штукатурке, фото
Когда вы нанесли контур рисунка на чистовой участок, начинайте работу мягкой кистью, слегка прижимая ворс, чтобы не повредить тонкий штукатурный слой.
Если пережмете кисть, существует вероятность того, что некоторая часть извести поднимется и перемешается с краской, которая, высохнув, побелеет.
Но и толстый слой краски совсем недопустим, так как она не сможет впитаться в штукатурку и потом, после полного высыхания, обязательно осыплется и растечется. Так что запомните все эти моменты и повнимательнее следите за процессом работы.
Подготовка поверхности для окрашивания
Подготовка поверхности считается первым этапом росписи. Ее цель – известковым штукатурным раствором выровнять стену, выгладить ее почти до идеального состояния. Следы старого покрытия нужно полностью удалить. Старая краска либо плохо держащаяся штукатурка, обои, побелка – все, что ранее было на стене, надо убрать.
На сегодняшний день фреску делают по известково-песчаному раствору, его разводят в соотношении 1:4 (1 – гашеная известь, 4 – песок). А вот финишные слои придерживаются уже иных пропорций – 1:2,5 (вместо песка имеет смысл взять порошковый тертый кирпич).
Почему не стоит брать дешевую известь для штукатурной части работ:
- она сделана из отходов, считается тощей, так как окиси кальция в ней меньше, гасится она медленнее;
- из-за такого медленного гашения, а также большого количества примесей, такая известь даст высол, а значит, может впоследствии отстать от стены, образуя малопривлекательные подтеки на виду.
Ранее для художников было естественно хорошенько мыть и перемешивать известь, чтобы добиться полного гашения. Но сегодня есть возможность сразу купить чистую известь, погасив ее в домашних условиях.
Песок, который будет в составе раствора, должен быть чистым. Тот же речной песок отлично для того подходит. Его желательно просеять через некрупное сито, потому как штукатурные составы любят именно мелкий песок, так можно добиться более пластичного состава.
Штукатурная подготовка поверхности проходит в 3 этапа:
- Набрызг. Для известковых растворов идеальным основанием считается кирпичная стена, бетонная – уже чуть похуже. Если стена с обоями, все нужно снять, если стена кривая – обязательно армировать. Сам набрызг проводится либо мастерком, либо с насоса. Правилом снимаются излишки. Бывает так, что видно – набрызг получится толстым. Его нужно растянуть на 2-3 раза, чтобы не было трещин. И в таком случае армирующая сетка ставится сюда (но сначала нужно достать маячки).
- Грунтовка. Грунтуют стену, когда немного схватится набрызг. Важна густота раствора, он на стенку наносят все тем же мастерком, а перетирать его следует полутерком. Излишки тоже снимаются правилом. Так завершается геометрическое выравнивание поверхности.
- Укрывка. Для укрывного слоя нужно сделать более жидкий раствор, в роли заполнителя хорошо себя рекомендуют тертый кирпич либо мелкий песок. При чем, тертый кирпич все же будет предпочтительнее, так как он отлично задерживает влагу (а для качественного схватывания раствора это преимущественно).Сам слой укрывки небольшой, не больше 2-5 мм, его наносят теркой.
Подсказка: за один прием в технологии фресковой живописи нужно нанести столько укрывки, сколько вы сможете покрыть фреской. Так, например, опытный художник может расписать около 7-9 квадратов (с учетом сложности композиции, конечно же). Если в композиции будет много мелких деталей, производительности станет ниже, что нужно учитывать в нанесении укрывки.
О подготовке стены и росписи рассказывает художник-декоратор Сергий Гусев.
Чем нанести рисунок на оштукатуренную стену?
Купите губку для тела, если хотите создать фактурные мягкие пятна. Синтетическая губка имеет мелкие поры, следовательно, рисунок будет мелкозернистым. Морская губка поры имеет крупные, хаотичные: такой рисунок будет выражен более ярко. Если разрезать «морской инструмент» пополам и наносить раствор на него, то можно получить средиземноморский декор стен, промакивая им поверхность.
Можно использовать целлофановый пакет, создавая ярко выраженные волны неровностей.
Тканью на штукатурке рисуют при помощи лоскутов и жгутов. Жгутовая обработка похожа на тот узор, что создает губка, а первый вариант – шелковые узоры под тени и полутени.
«Апельсиновую корку» делают при помощи деревянного валика со средними ячейками, а кантри» при помощи грубоотесанного валика. Приберегите испанскую кисть, чтобы с ее помощью исправить достаточно большие впадины и углы. Воздушный шарик способен оставлять на поверхности стен необычные колеса, которые неплохо смотрятся в деревенском стиле.
Подготовка поверхности стены
К этому этапу надо относиться очень ответственно. Дело в том, что традиционная технология запрещает применение современных материалов и пропиток для повышения показателей адгезии, предупреждения растрескиваний и отслоений. Долговременный эффект надо достигать иными методами.
Таблица. Этапы подготовки основания
Наименование операции | Особенности и порядок выполнения |
---|---|
Удаление старого слоя штукатурки |
Выполняется лишь в тех случаях, когда стены уже отделаны по современной технологии. Как мы уже упоминали, здание должно быть только из полнотелого красного кирпича, другие варианты в принципе не могут рассматриваться. Старая штукатурка удаляется во всех случаях, не имеет значения, хорошо она держится или нет. Причина – для живописи по сырой штукатурке есть жесткие требования, она не может иметь в своем составе цемент. В те далекие времена этот строительный материал известен не был, а все современные смеси изготавливаются с его использованием. Цементные покрытия не имеют тех физических характеристик, которые требуются для фресок. Для оштукатуривания готовятся специальные составы, о них мы подробнее расскажем в статье немного ниже. |
Подготовка поверхности к оштукатуриванию |
Надо принимать все меры для увеличения прочности сцепления штукатурки. Поверхности не только очищаются от пыли и грязи, но и сильно увлажняются. Если кладка гладкая, то делаются насечки. Стены надо выровнять, перепад поверхностей по неровностям не может превышать одного сантиметра, а общая толщина всех слоев покрытия в пределах 2–4 см. Нарушение этого требования приводит к тому, что краска неравномерно проникает в штукатурку, а это становится причиной неконтролируемого изменения оттенков после высыхания. |
Оштукатуривание |
Никакие грунтовки перед началом работ не используются, это грубое нарушение технологии, оказывающее крайне негативное влияние на конечный результат и долговечность фрески. Штукатурка наносится в несколько слоев, перерыв между ними может достигать 10–14 дней. Конечное решение принимается опытным мастером в зависимости от фактических условий и состояния покрытия. |
Финишное покрытие |
Чаще всего это делают сами художники перед нанесением рисунка. Финишное покрытие выполняется только раствором качественной специально подготовленной извести. |
Теперь следует рассмотреть некоторые этапы более подробно.
Подготовка раствора
Долговечность фресок объясняется двумя секретами древнейшей известной живописной техники: специальным раствором для оштукатуривания и уникальным составом используемых красок. А от таланта художника зависит художественная часть работы. Какие компоненты должны быть в штукатурном слое?
Известь многолетнего гашения. К ней выдвигаются очень жесткие требования, для наиболее ответственных фресок специально покупают австрийскую известь десятилетнего гашения. Отечественные материалы по качеству не подходят. Известь имеет не только неплохие показатели адгезии с кирпичными стенами, этот материал обладает антибактериальными свойствами. Именно этим объясняется отсутствие на старинных фресках лишайников и мха, поверхности таких стен угнетают размножение все микроорганизмов.
Промытый речной кварцевый песок средней фракции. Это основной наполнитель штукатурного раствора. Наличие в нем глины категорически не допускается, она не только уменьшает прочность сцепления, но и становится причиной появления микротрещин, которые с течением времени увеличивают свои размеры и повреждают поверхность рисунка.
Крошка красного кирпича
Кирпич впитывает влагу и длительный период времени удерживает ее, что очень важно для живописцев. За счет этого несколько увеличивается ограниченное время нанесения красок на поверхность, штукатурка остается сырой, но твердой.
Пенька
Давний аналог современных армирующих добавок, кроме того, пенька также долго удерживает влагу – улучшаются условия нанесения живописи на стены.
Толченый уголь. Современные ученые пока не могут объяснить влияние этого компонента, но мастера его используют – так рекомендуется в старинных рецептах.