Готический стиль в архитектуре средневековья. архитектурные стили: готический стиль

Содержание:

Кухня в готическом стиле

Готический стиль как художественный, архитектурный стиль зародился в 12 веке на севере Франции. Затем с 13 по 16 века готика распространилась по всей Европе. Название Готика происходит от названия германского племени раннего средневековья готов. Изначально готический стиль распространялся на архитектурные здания и сооружения, и только потом в готическом стиле стали оформлять интерьеры. Особенно проявился архитектурный готический стиль в постройке соборов, храмов, монастырей. Здания в готическом стиле выглядят величественно, с характерными для данного стиля узкими, устремлёнными вверх башнями и колоннами, арками с заострёнными верхушками, многочисленными резными деталями на фасадах и стрельчатыми окнами с витражами.

Особенности готического стиля

Интерьер в готическом стиле это интерьер, созданный в духе средневековья, с характерным дизайном, декором и особенностями, своими отличительными чертами и элементами. Особенностями готического стиля в интерьере кухни являются устремлённые вверх элементы, подчёркнутая вертикальность конструкций и деталей, зрительное создание воздушной, лёгкой обстановки в помещении, мистические, нереальные формы. Непременными атрибутами готического стиля в интерьере, в том числе и на кухне являются своды сложной, стрельчатой формы, большие окна и цветные витражи.

кухня в готическом стиле

Оформление помещения в готическом стиле это в первую очередь попытка создания подобия средневекового замка, величественного, мистического, загадочного и изящного. В обычной квартире создать интерьер в готическом стиле будет сложно. Готический стиль больше подойдёт для загородного дома или просторного помещения с высокими потолками, большими окнами, возвышающимися колоннами, арочными перекрытиями и устремлёнными вверх винтовыми лестницами.

Если размеры кухонного помещения не совсем подходят для оформления общего дизайна в готическом стиле, то на кухне можно использовать элементы готики.

Готический стиль в интерьере кухни приветствует такие натуральные материалы, как древесина классических пород — ель, дуб, орех, природный и натуральный камень, натуральная кожа, железные и бронзовые детали и элементы.

Пол в готическом стиле

Пол на кухне в готическом стиле можно выложить керамической плиткой, паркетом или фактурной массивной доской тёмного цвета. Если предпочтение отдано плитке, то она должна быть тёмных оттенков, рельефной, шестиугольной или квадратной формы, с абстрактным или растительным орнаментом.

готическая кухня

Потолок в готическом стиле

Потолок в интерьере готической кухни преимущественно высокий. На потолке в готическом стиле можно создать эффект кирпичной или каменной кладки, декоративные своды, использовать тёмные деревянные балки. Также готический потолок можно украшать лепниной, ажурными, готическими орнаментами и рисунками. Освещение на кухне в готическом стиле осуществляется с помощью большой кованой люстры подвешенной на цепях, с эффектом свечей вместо ламп или витражными вставками и стилизованными светильниками и канделябрами.

Стены в готическом стиле

Стены в интерьере готической кухни могут быть неоднородными, то есть одну стену можно оформить в виде каменной или кирпичной кладки, а другие расписать или оклеить обоями с орнаментами и узорами в готическом стиле. Характерные для средневекового готического стиля мотивы и узоры это трифоль – так называемый трилистник, узор из четырёх лепестков, готическая роза, геральдический мотивы, родовые гербы, королевские регалии, мистические животные, такие как драконы. Также стены в готическом стиле можно декорировать резными дубовыми панелями, буазери. Кухонный фартук можно выложить мозаикой с характерных рисунком.

Мебель в готическом стиле

Мебель на кухне в готическом стиле тяжёлая, массивная, устремлённая вверх, изготовленная из тёмного дерева. На мебели могут присутствовать железные или бронзовые вставки, кованые элементы. Спинки стульев высокие, резные, имитирующие архитектурные детали средневековых замков и соборов. Стол просторный, большой, деревянный. Также на готической кухне могут присутствовать стилизованные скамьи, сундуки, которые можно использовать в качестве стульев. Навесные шкафы на готической кухне могут быть глухими или со стеклом, украшены витражами или рамками стрельчатой формы.

готический стиль в интерьере кухни

Для оформления кухни в готическом стиле в качестве декора и аксессуаров можно использовать рыцарскую атрибутику – доспехи, мечи, гербы. Также отлично будут смотреться каменные и деревянные резные детали, так как резьба по дереву и камню была довольно распространена в эпоху средневековья.

Италия

Итальянская готика была самой кратковременной и наименее последовательной из европейских готических стилей. Устремленность вверх готических зданий Франции и других стран достигалась здесь лишь изредка и, видимо, не слишком нравилась; романский стиль продолжал существовать параллельно с готическим. Архитекторы тщательно избегали аркбутанов, камень имел большое значение в отделке фасадов итальянских готических зданий. В светских зданиях архитектурный язык готики был воспринят с большим энтузиазмом, особенно в устройстве многочисленных балконов и аркад, удобных в мягком средиземноморском климате.

Собор. Орвието (XIV в.)

Готические элементы в наибольшей степени использовались в фасадах, но и то вос-принимались в чисто декоративном аспекте. В соборе в Орвието фронтоны и пазухи арок покрыты цветной мозаикой, и все готические детали: остроконечные щипцы, башни, окно-роза — все это воспринимается как графический рисунок на плоскости.

Романские формы. Собор. Кремона

В Италии купола были популярны в течение всего готического периода, и стрельчатые арки так и не вытеснили полностью полукруглые, что можно видеть на примере этого окна в соборе в Кремоне. Здесь видно также влияние Востока — результат торговых связей Италии с исламским миром.

В итальянских готических зданиях меньше применялись аркады, разрушающие плоскость стены, возможно, из желания сохранить ее для фресок. В верхней части этого окна XIII в. лишь небольшая площадь занята стеклом.

Декоративные элементы

Для готического архитектурного стиля характерно использование многочисленных элементов декора. Это могут быть барельефы, небольшие скульптуры, пилястры, балюстрады (ограждения), стилизованные кованые украшения. Причём тяжёлые и массивные гипсовые детали, характерные для средневековых замков, сейчас с успехом заменяются более лёгкими аналогами из фасадного пенополистирола или пенопласта с соответствующим покрытием.

Готическая архитектура — видео

Готический архитектурный стиль

Передовые строительные технологии делают возведение зданий в готическом стиле более доступным благодаря широкому выбору облицовочных материалов и возможности замены натурального камня на более доступные аналоги. Современные постройки в готическом стиле отличаются оригинальностью и обилием света, что лишает их средневековой мрачности и обеспечивает комфортность пребывания.

Наиболее известные архитектурные сооружения в готическом стиле

Франция: Собор Шартре, XII-XIV вв. Собор Реймсе, 1211-1330 гг.. Собор в Амьене, 1218-1268 гг. Собор Парижской Богоматери, 1163-XIV в. Собор в Бурже, 1194 г.

Германия: Кёльнский собор, 1248-XIX в. Мюнстерский собор в Ульме, 1377-1543 гг.

Англия: Собор Кентерберийский XII-XIV вв. Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв., Лондон. Собор в Солсбери 1220-1266 гг. Собор в Экстере 1050 г. Собор в Линкольне XVI в. Собор в Глостере XI-XIV вв.

Чехия: Собор святого Вита 1344-1929 гг.

Италия: Палаццо Дожей XIV в. Миланский собор 1386-XIX в. Ка дОро в Венеции XV в.

Испания: Собор в Жероне 1325-1607 гг. Собор в Пальме на острове Мальорка 1426-1451 гг.

Норвегия: Собор в Тронхейме 1180-1320 гг.

Дания: Собор святого Кнуда в Оденсе XIII-XV вв.

Швеция: Церковь в Вадстене 1369-1430 гг.

Англия: интерьеры в стиле украшенной готики

Стрельчатые арки стали одним из характерных элементов английской украшенной готики. Они располагались и на фасадах и в интерьерах. Из них состояли порталы зданий. Усилия зодчих сосредоточились не столько на конструктивной, сколько на декоративной стороне архитектуры. Стены практически исчезли. Их заменили решетка окон и арочные проемы, своды приобрели сложный арочный рисунок. Характерен для этого времени веерный свод — это нервюрный свод, в котором нервюры исходят из одного угла, образуя рисунок, напоминающий веер. Резная ли-ства, служившая, в частности, для украшения капителей, стала более сложной и менее стилизованной, чем ранее, и украшения, если их использовали, были богаче.

Четырехлистный цветок. Собор. Или

В этом соборе XIV в. арки и пространство над ними были украшены орнаментами, в том числе в виде четырехлистников. Такой орнамент характерен как для украшенной готики, так и для перпендикулярной.

Ранний украшенный стиль. Собор. Личфилд

Неф собора украшен геометрическим ажурным узором, его опоры с пучками колонн покрыты ромбовидным орнаментом.

Фасады зданий перпендикулярного стиля

Основной чертой перпендикулярной готики стало преобладание прямых линий, как горизонтальных, так и вертикальных. Окна и поверхности стен часто разделены каменной резьбой на ряды прямоугольных панелей. Стало популярным сооружение небольших капелл во дворцах, аббатствах, университетах. Перпендикулярный стиль не похож на каком-либо европейский архитектурный стиль и явился завершающим этапом развития готики, которая в других странах времени уже переживал свой упадок или сменилась ренессансной архитектурой.

Капелла Кингз-Колледж. Кембридж (1446-1515 гг.)

Строительство капеллы было начато в 1446 г., но из-за войны Алой и Белой розы закончилось лишь в 1515-м г. Как и часовня св. Стефана в Вестминстере, это здание построено по образу Сент-Шапель в Париже, с большими витражами, практически заменившими стену.

Арка с четырьмя центрами. Йелвертофт

Помимо прямоугольных панелей стены и прямых средников окна, окно северного придела церкви Йелвертофт в Нортгемптоншире имеет четырехцентровую арку. Для того чтобы ее начертить, требуется провести четыре окружности, отсюда и ее название.

Зелёная, органическая архитектура

Зеленое строительство стремится минимизировать отрицательное влияние строительства на природу. Это течение стремится к умеренному и эффективному использованию материалов, энергии и пространства с целью органичного развития экологической системы в целом.Ключевой фактор зеленой архитектуры: применение экологически чистых технологий и ресурсов на каждом этапе строительства, начиная с идеи и планирования, завершая разрушением.

Зелёная архитектура. Офисное здание, Малага, Испания

Архитектор 20 века Ф.Л.Райт впервые использовал термин «органическая архитектура«, сформулировал её принципы и придерживался их в своих работах. Он умел совмещать желания заказчиков с уникальностью окружающей среды. Убедится в этом можно, познакомившись с примерами работ талантливого мастера.

Но не менее (а может и более) органической является архитектура другого великого зодчего Антонио Гауди. Он вдохновлялся формами, наблюдаемыми в природе, и переносил их в свои творения. Храм Саграда Фамилия — яркий пример тому.

СЛИЯНИЕ ШКОЛ В ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ГОТИКИ

Мы проследили отдаленные проявления готической архитектуры; возвратимся к странам, где она зародилась, и вернемся к XIV в., т. е. к той эпохе, когда маленькие сеньории начинают объединяться в крупные феодальные государства. До тех пор архитектура в своих местных вариантах как бы представляла отображение феодальной раздробленности; когда же провинции объединились в национальные государства, эти различия стали стираться, и во Франции осталось всего лишь две архитектурные школы: северная, олицетворявшая готическую традицию, и южная, в которой частично жила римская традиция с ее соборами в Альби и Родезе.

Англия с XIV в. также начинает приобретать это единство метода и стиля; в Германии установились свои типы. Начиная с конца XIV в., в Европе сложились великие национальности, и в искусстве не существует никаких других границ, кроме национальных.

Древняя эстетика в облике современных домов

Готический стиль в современном интерьере – редкое явление, позволяющее унифицировать облик квартиры или частного дома

Роскошные апартаменты, наполненные виртуозными деталями обстановки замысловатых форм с динамичной темной отделкой, фокусируют внимание окружающих на филигранном декоре мебельных фасадов с резными филенками, фигурных накладках, исполненных в технике маркетри, обилии вычурных деталей интерьера. Этот благородный стиль дизайна олицетворяет средневековое искусство, для которого характерны следующие особенности:

  • строительство особняков с кровлей, обустроенной множеством башен, остроугольных элементов вытянутой вверх формы, стрельчатыми арками и веерными сводами;
  • роспись стен и доминирующих в интерьере витражей с изображением рыцарских поединков и житейского быта во времена Средневековья;

Нестандартный подход к оформлению спальни в готическом стиле: кованный подсвечник, рисунок герба над камином, а также светлая отделка стен и современные растения в комнате

отделка потолка деревянными балками с нарочито грубой отделкой;

Деревянные балки на потолке в готической гостиной

покрытие пола плитами керамогранита нестандартной формы – шестиугольной, восьмигранной или треугольной с неоднородной фактурой;

Некоторые дизайнеры применяют уловки при создании готической обстановки. Муляжи окон в форме стрелок и ковры с растительными элементами в духе эпохи

декор стен, мебельной обивки, керамической плитки, штор и прочих деталей обстановки средневековыми мотивами и сюжетами – изображением трилистника, четырехлепестковых орнаментов, готической розы, обрамленной кругом.

Изначально специфическое готическое направление искусства использовалось для оформления католических соборов. Со временем манера оформления соборов иконами в позолоченных рамах, окнами с живописными витражами, наполнение бронзовыми подсвечниками перекочевало в интерьер частных домов. Установка шкафов с витражными фасадами, украшение жилья картинами и зеркалами с багетами из ценных металлов, светильников с металлическими деталями, стилизованными под старину, создадут легко узнаваемую интерьерную композицию в готическом стиле.

Каменная отделка стен, деревянный потолок, кованая люстра с электронными свечами и антикварные подсвечники в декоре гостиной

Чтобы создать характерную магическую ауру в современном интерьере и разделить на функциональные зоны просторные жилые помещения, целесообразно установить в квартире студийного образца перегородки из кованого железа, декорированного вязью лиственных и ленточных плетений либо инсталлировать в гипсокартонные перегородки витражное окно-обманку. Эстетика античного искусства в современном интерьере выглядит неповторимо, побуждая гостей дома бесконечно восхищаться изысками готического стиля дизайна.

Деревянные стеновые панели и комбинированная отделка

В XIX веке получило широкое распространения отделка стен деревянными стеновыми панелями. В Англии было принято отделывать только нижнюю часть стены (), а верхняя часть отделывалась другим материалом, таким образом получалась комбинированная отделка. Благодаря тому, что именно в Англии готический стиль был наиболее популярен, интерьеры того времени включали данный модный тип декора. Постепенно подобный стиль распространился на другие страны Европы.

Замок Лизмор Банкетный зал

Огромный зал столовой в замке Лизмор был оформлен Огастесом Пьюджином. Нижняя часть стены закрыта деревянными панелями, а верхняя обоями с геральдическим орнаментом. Кстати, обоям мы также обязаны англичанам, именно на Туманном альбионе приобрел популярность подобный тип оформления. Можно сказать, что перед нами типичное помещение викторианской эпохи.

Библиотека замка в Леднице, Чехия, 19 в.

Библиотека (Чехия) была оформлена английскими декораторами. Здесь мы видим такую же классическую готическую отделку стен: нижняя часть – деревянные панели, верхняя – обои с геральдическим орнаментом.

Спальня короля в Замке Нойшванштайн, Германия

Стеновые панели со сложным готическим орнаментом использованы в  королевской готической (Германия). Подобный сложный декор отсылает нас к типу оформления стен в древних соборах, только в них применялась не деревянная, а каменная резьба. Верхняя часть стен покрыта гобеленами с изображениями героев древних немецких сказаний (общий стиль Замка Нойшванштайн).

Спальня герцогини в замке Сихров, Чехия, 19 в.

Спальня в Замке Сихров (Чехия) оформлена достаточно необычно. Здесь мы видим комбинацию небольших деревянных панелей с отделкой стены шёлком

Обратите внимание на деревянный потолочный карниз, который имеет традиционные готические орнаменты в виде четырёхлистников

Поздняя готика. Главные отличительные признаки:



Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же
круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом


Более высокие аркады


Более декоративно насыщенная (стиль Изабелла с 1475, стиль
Платереско — соединение восточных и
мавританских влияний)


Ажурный орнамент в виде
рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)


Средний неф выше боковых и
меньше разделительных элементов между нефами. В Германии
поперечный неф вовсе отсутствует


Колонны приобретают более
упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от
другого


Капитель на служебных колоннах
отсутствует или есть на отдельных колоннах


Арки больших размеров —
килевидная (уже ренессансная)


Звездчатый или сетчатый свод и
свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем


Трифорий отсутствует


Крыши с куполами.

Собор в
Севильи (Испания):

Стили в архитектуре и их особенности

Архитектурные стили формируются особенностями и свойствами исторического периода, региона или страны, которые проявляются в отличительных чертах зданий и композиций, таких как:

  • назначение строений (храмы, дворцы, замки),
  • конструкции и материалы, используемых при строительстве,
  • композиционные приёмы,
  • линии и оформление фасадов,
  • планы,
  • используемые формы.

Различные стили возникают в конкретных условиях развития экономики и общественного устройства. На них влияют:

  • религиозные течения,
  • государственность,
  • идеологическая составляющая,
  • исторические приёмы зодчества и
  • национальные отличия,
  • климат,
  • ландшафт и рельеф.

Технический прогрес, идеологические изменения или геополитические отношения всегда приводили и продолжают приводить к рождению нового стиля.

Список используемой литературы

  • Дучер, Роберт (2014). Caractéristique des Styles (на французском языке). Фламмарион. ISBN 978-2-0813-4383-2.
  • Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов (на французском языке). Éditions Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6535-5.
  • Миньон, Оливье (2017). Архитектура Du Patrimoine Française — Abbayes, Églises, Cathédrales et Châteaux (на французском языке). Éditions Ouest-France. ISBN 978-27373-7611-5.
  • Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2006). Les Styles de l’architecture et du mobilier (на французском языке). Жиссеро. ISBN 9-782877-474658.
  • Ривьер, Реми; Лавой, Аньес (2007). La Tour Jean sans Peur , Ассоциация друзей тура Jean sans Peur. ISBN  978-2-95164-940-8
  • Трентиньяк, Андре; Колони, Мари-Жанна (1984). Decouvrir Notre-Dame de Paris (на французском языке). Пэрис: Серф. ISBN 2-204-02087-7.
  • Texier, Simon, (2012), Парижская панорама архитектуры антиквариата, Париж (на французском языке), ISBN  978-2-84096-667-8
  • Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3.
  • Венцлер, Клод (2018), Cathédales Cothiques — un Défi Médiéval , Éditions Ouest-France, Rennes (на французском языке) ISBN  978-2-7373-7712-9
  • Le Guide du Patrimoine en France (2002), Éditions du Patrimoine, Centre des Monuments Nationaux (на французском языке) ISBN  978-2-85822-760-0

Примеры английской готической архитектуры

Одним из примеров готической архитектуры в Англии является Солсберийский собор , доминирующий стиль которого принадлежит первичной готике .

В Соборе Святой и Неделимой Троицы-Эли , крыльцо Галилеи , неф и трансепт собора Святого Андрея Уэллса являются примером, в котором сочетаются первичная готика , декоративная готика и готический перпендикуляр . Одна из главных особенностей этого здания — использование «перевернутых арок» или «ножничных арок» на пересечении трансепта.

Примеры перпендикулярной готики включают часовню Королевского колледжа , Кембридж (1446-1515) и Батское аббатство (1501-1539).

Неф Кентерберийского собора и Винчестерский собор также были перестроены в перпендикулярном стиле, как и Глостерский собор .

Характеристика готического стиля в архитектуре

От других стилей готическую архитектуру отличает наличие устойчивого каркаса. Главной частью такого остова становятся арки в форме стрел, своды, идущие вверх в форме дуг и крестов.

Здание готического стиля, как правило, состоит из:

  • травея – вытянутых ячеек прямоугольной конструкции:

  • четырех арок:

  • 4-х столбов;

  • остова свода, что формируется из упомянутых выше арок и столбов и имеет крестообразную форму;

  • аркбутанов – арок, которые служат для опоры здания;

  • контрфорсов – устойчивых столбов снаружи помещения, часто украшенных резьбой или шипами;

  • окон в арочном стиле, с мозаикой, как отчетливо показывает готический стиль в архитектуре Франции и Германии.

Как отличить романский стиль от готики?

Готический стиль тоже стиль Средневековья. Он сменил романский стиль в начале 13 века. Но его создание и внедрение происходили постепенно, ещё в 12 веке.

Поэтому многие сооружения содержат в себе проявления обоих стилей. Начало их строительства приходилось на эпоху романского стиля, а достраивались они уже под влиянием готики.

Основное отличие стилей — в их предназначении. В период романского стиля сооружения были невысокими и мощными, а основной их целью было служить как убежище и защищать от врага.

То были церкви-замки, внушительные неприступные соборы, неприметные базилики, которые сливались с пейзажем.

Но в период готики защита была уже не так важна. Поэтому расширялись окна, строились более высокие сооружения, применялись декоративные элементы.

Готика заимствовала у романского стиля крестовый свод на потолке.

Сводчатый потолок Святой капеллы (Сент-Шапель) в Париже. Большие витражные окна капеллы, которые разделены тонкими колоннами, указывают на готический стиль постройки.

Только раньше, чтобы потолок не обрушился, архитекторам приходилось делать очень толстые стены, которые смогли бы удержать на себе вес потолка. В период готики вес потолка переносится наружу. К сооружению пристраивается дополнительная конструкция, которая служила опорой.

Благодаря этому архитекторам удалось уменьшить толщину стен и увеличить двери и окна.

Основные отличия:

Романский стиль Готика
Основные сооружения: базилики, соборы, церкви, замки Помимо церквей и собор строятся дворцы, частные дома богатых людей
Достаточно низкие сооружения Высокие сооружения с остроконечными элементами
Толстые стены с узкими окнами и дверьми, чтобы было легче обороняться, а врагу — сложнее попасть внутрь Тонкие стены, большие ажурные окна, большие двери. Свет играл важную роль
Сводчатые потолки Сводчатые потолки с тонкими стенами
Полукруглые арки Стрельчатые арки
Почти полное отсутствие декора Каменная резьбы, ажурные окна. В период поздней готики строения делаются как можно более простыми, а вот декор, наоборот, усложняется
Идеология — религия Идеология — религия и мистика

Примеры готики в архитектуре

Солсберийский собор, Англия, построенный в готическом стиле.

Миланский собор в Италии. О готике говорят остроконечные шпили и ажурность деталей.

Брюссельская ратуша, Бельгия

Обратите внимание на декоративные элементы башни и ажурность окон. Читайте про другие архитектурные стили: Барокко и Рококо

Читайте про другие архитектурные стили: Барокко и Рококо.

Викторианская готика, неоготика

В период с 16 по 18 века в Великобритании, как и в других странах Европы развивались роскошные дворцовые стили, но с наступлением 19 века всё изменилось. Появилась мода на старину и после 300 лет забвения готика начала снова возрождаться. На этот раз Англия стала законодателем мод обновлённого стиля для всего континента.

Первой значимой постройкой в готическом стиле стал особняк Строуберри Хилл, построенный богатым графом Горацием Уолполом. Поначалу графа воспринимали, как чудака, отчасти так и было, но со временем интерес к стилю становился всё сильнее. Архитекторы всё чаще использовали сложный готический декор, применяя современные строительные материалы. В конце концов к середине XIX века каждый состоятельный человек считал за необходимость иметь в своём поместье хотя бы одну готическую комнату. Всё это происходило в период правления королевы Виктории, поэтому новый стиль получил название Викторианская готика. В последствии, стиль стали также называть Gothic Revival («готическое возрождение»).

Вестминстерский дворец, общий вид

Крупнейшей и знаковой постройкой, ставшей визитной карточкой неоготического стиля, стало здание парламента – Вестминстерский дворец. Из-за пожара, огромный средневековый комплекс зданий дворца практически полностью сгорел, для восстановления были наняты лучшие архитекторы своего времени: Чак Берри и Огастес Пьюджин. Здание не было восстановлено с исторической точностью, фактически было построено новое, с новыми залами, и интерьерами. Мастера не только использовали старинные готические элементы, но и обогатили стиль новыми, продемонстрировали как можно создавать ультрасовременные интерьеры на средневековый манер.

Центральный зал для встреч, потолок, Вестминстерский дворец

Крупные постройки:

  1. Особняк Строуберри Хилл, кон. XVIII в., Великобритания, первая значительная постройка с готическим интерьером, ставшая символом возрождения стиля;
  2. , даты реконструкции 1840-1860, первая крупная неоготическая постройка в группе неоготических общественных зданий;
  3. Интерьеры отдельных комнат в крупных поместьях: гостиная в замке Истнор, и пр.
  4. Замок Бельвуар был реконструирован в нач. XIX в. имеет роскошный холл с парадной лестницей и библиотеку в готическом стиле, 
  5. Церк­овь Святого Петра в Лидсе, 1839-1841, арх. Р. Д. Чантрелл)
  6. Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
  7. Мемориал принца Альберта — монумент в Кенсингстонском парке Лондона, памятник в неоготическом стиле был открыт королевой Викторией в честь своего мужа Альберта, скончавшегося в 1861 году.

Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей; 4) в целом декоративное оформление оставалось крайне сложным и насыщенным, многоакцентным.

Викторианский стиль оказал сильнейшее влияние на архитектуру других стран. Английские архитекторы работали в Австралии, США, Венгрии и, даже, в России.

Собор Парижской богоматери (Нотр Дам)

Французский король Людовиг VII и специально прибывший в Париж римский папа Александр III заложили первый камень собора Нотр Дам в 1163 году на месте христианской базилики Св.Стефана. В свою очередь базилику воздвигли на фундаменте римского храма Юпитера. Много веков спустя, в 1804 году, тоже в присутствии папы, в Нотр-Даме короновался Наполеон.

Собор Парижской Богоматери, завершенный к 1351 году, считают важным примером французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Это только начало готики, поэтому видим много горизонтальных линий.

После завершения собора, в последующие века, он часто менялся. В 1790-х годах Нотр-Дам подвергся осквернению во время Французской революции. Большая часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена.

Собор Парижской Богоматери. Фото Nicolas Sanchez

Величавая ясность и размеренность архитектуры вдохновила Виктора Гюго на написание одноимённого романа в 1831 году. Вскоре после его публикации интерес к зданию возродился. Крупный реставрационный проект под руководством Эжена Виоле-ле-Дюка начался в 1845 году и продолжался двадцать пять лет. Начиная с 1963 года фасад собора был очищен от вековой сажи и грязи, вернув ему первоначальный цвет. Очередная кампания по очистке и реставрации велась с 1991-2000.

Со времён средневековья сохранились витражи только в розе главного входа и двух розах трансепта. Нотр Дам является местом хранения Тернового Венца Спасителя. В начале 13 века король Франции Людовик IX за половину годового бюджета страны выкупил заложенную в Венецианский банк святыню. Оказалась она в таком положении, потому что константинопольскому императору Балдуину II требовались деньги, чтобы расплатиться с кредиторами.

В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова.

Страсбургский собор (Франция)

Собор Богоматери в Страсбурге строился с 1015 до 1439 года.  На этом месте до начала нашей эры находилось римское святилище. Затем ещё несколько религиозных зданий. Сегодня это шестая по высоте церковь в мире и самое высокое сохранившееся сооружение, построенное полностью в Средние века.

Виктор Гюго описывал его как «гигантское и тонкое чудо», а Иоганн Гёте — как «величественно возвышающееся, широко раскинувшееся дерево Бога». Собор виден далеко за равнинами Эльзаса. Песчаник горного массива Вогезы, из которого он построен, придает собору характерный розовый оттенок.

Имеет только Северную башню высотой 142 метра. Южная остаётся не достроенной. Это придаёт зданию особую асиметричную форму.

Страсбургский Нотр-Дам

Страсбургский собор Нотр-Дам несколько раз был поврежден: в 1870 году и во время Второй мировой войны. Несмотря на разнообразие его архитектурных стилей и асимметричный фасад, здание весьма гармонично.

Строительство началось в романском стиле с восточной части и южного портала. Но в 1225 году, прибывшие из Шартра мастера, предложили революционный готический архитектурный стиль. Созданный ими западный фасад и продольный неф с тысячами скульптур, по мнению ЮНЕСКО, стали шедевром готики. Большинство статуй, которые сейчас можно увидеть в соборе, являются копиями. Оригиналы перенесены в музей Парижской Богоматери.

Северный боковой неф освещен уникальным набором из пяти окон, датируемых в основном 12-м и 13-м веками. Они имеют изображения 19 императоров Священной Римской Империи.

В Южном трансепте собора находятся 18-метровые астрономические часы, одни из самых больших в мире.  Механизм завершает один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляет дату Пасхи по сложному христианскому календарю. На Первом Никейском Соборе (325 г.) Пасха была определена как «воскресенье, которое следует за четырнадцатым лунным днем, приходящимся на 21 марта или сразу после него».

Анимированные персонажи запускаются в движение в разное время суток. Один ангел звонит в колокол, а второй переворачивает песочные часы. Есть персонажи, представляющие парад смерти:  разные возрасты жизни с младенчества до старости. На последнем уровне находятся апостолы, проходящие перед Христом.

Часы показывают намного больше официального времени: солнечное время, день недели (каждый представлен мифологическим богом), месяц, год, знак зодиака, фазу Луны и положение нескольких планет.

Мебель и техника

Техника

Кантри – старомодный стиль, так что то, что можно спрятать за глухими деревянными фасадами кухонного гарнитура, лучше спрятать. «Скрытию» подлежат: холодильник, посудомоечная машина, микроволновка, кухонный комбайн и т.п.

А то, что скрыть нельзя (духовку, вытяжку, плиту), лучше выбрать в ретро-стиле, которую сегодня можно легко найти в любом крупном магазине техники.

Мебель

Какой должна быть мебель кантри? Разберемся по порядку.

Кухонный гарнитур: деревянный или шпонированный из ДСП/МДФ. Фасады кухонного гарнитура могут иметь простые филенки, резьбу, металлическую фурнитуру и стеклянные вставки (листайте фото вправо).

Шкаф может быть массивным или наоборот облегченным – с открытыми полочками и без верхних шкафов – ведь интерьер в стиле кантри с деревенским радушием выставляет напоказ милые баночки и глиняные горшочки, связки трав и полотняные мешочки, жестяные коробочки с чаем и вазочки.

  • Цвет мебели зависит от размера и освещенности кухни: большая светлая кухня не будет выглядеть загроможденной даже с темной массивной мебелью; небольшая кухня или кухня, окна которой выходят на север, будет выглядеть гармонично, если обставить ее светлой мебелью (бежевый, «слоновая кость», кремовый, светло-серый и т.д.).
  • Стол и стулья могут быть деревянными, плетеными раттанговыми или кованными. Их цвет должен сочетаться с цветом кухонного гарнитура, отделки или текстиля. Подробнее о подборе столовой группы читайте здесь.

Совет: чтобы усилить эффект непринужденности сельского быта – составьте обеденную группу из стульев разных цветов или видов.

Вместо обычной кухонной мебели можно купить садовую, например, скамейки и столы с крестообразным подстольем как на фото ниже:

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector