Стол из эпоксидной смолы и дерева своими руками

Технология изготовления

Высокая стоимость готовых столов, а также доступность материалов все чаще наталкивает начинающих мастеров на мысль о самостоятельной реализации идеи. Необходимо отметить, что при работе с эпоксидной смолой возможны отклонения от строгого алгоритма, но они касаются только декорирования. Смола предъявляет строгие требования, которые обязательны к исполнению.

В сети Интернет можно найти подробную инструкцию для изготовления разных вариантов столешниц, в том числе, видеоролики и мастер-классы. Мы же отразим основные этапы, не вдаваясь в подробности и различные тонкости процесса. Два вида столешниц подразумевают два различных подхода к их производству.

Столешницы с люминофором

Первым делом необходимо подготовить проект будущей композиции. Если нет навыков черчения, то желательно сделать хотя бы эскиз

В планировке важно соблюдать несколько элементарных правил

  • Смола заливается в полости. Необходимо эти полости вырезать в деревянном массиве или слэбе. Как вариант, можно использовать несколько плит, а в пространство между ними залить эпоксидную смолу.
  • Регулировать яркость подсветки удастся путем изменения количества люминофора. Не старайтесь делать подсветку слишком яркой, так как это может вызывать усталость глаз.
  • Совсем не обязательно всю смолу смешивать с люминофором. В проекте могут быть лишь отдельные зоны с подсветкой. Большую площадь не рекомендуется делать светящейся. Лучше разбить ее на маленькие зоны.
  • Люминофор – порошок, который не растворяется в смоле, а равномерно распределяется по всему объему. Большая площадь будет долго застывать. Велик риск, что за это время порошок осядет внизу и зона окажется подсвеченной неравномерно.

После формирования столешницы и закрепления декора необходимо избавиться от пыли, мелких опилок и прочих частей дерева, которые могут образовать в смоле взвеси. Готовится смола по инструкции, но в ней не указано, как правильно смешивать краситель и люминофор. Отметим, что краситель и люминофор добавляется в основной состав еще до смешивания с отвердителем.

Заливку желательно производить порциями. Например, сначала следует заполнить все трещины. Если этого не сделать, то в процессе застывания смолы из трещин будет высвобождаться воздух, который в смоле представлен в виде пузырьков. Затем наполняются области смолой с люминофором. Через сутки производится окончательная заливка смолы. На финишном этапе поверхность надо отшлифовать и заполировать.

Столешницы со светодиодами

Светодиодную ленту необходимо укладывать так, чтобы сами источники света не были видны. Для этого в слэбе делаются углубления, а лента приклеивается к горизонтальным стенкам этих углублений. Она может фиксироваться и по периметру слэба, но крепить ее необходимо к боковым граням. Если же лента укладывается на горизонтальную поверхность, то смолу рекомендуется подкрасить, чтобы сами светодиоды не были видны.

Зачастую источником питания служит бытовая сеть, поэтому готовый стол должен располагаться близко к розетке. Необходимо предусмотреть, чтобы питающий шнур не мешал передвижению по комнате. Нельзя оставлять подсветку включенной без присмотра на длительное время. В остальном технология заливки ничем не отличается от стандартных операций.

Какую смолу и отвердитель использовать

Рынок предлагает большой выбор, но, в сочетании цена-качество, хорошим вариантом будет чешская эпоксидная смола Epoxy 520. Она практически прозрачна, очень прочная даже без использования пластификаторов. Отвердитель нужно использовать для объемных заливок, подойдет Telalit-590 – в пропорции на100 единиц смолы к 28 единицам отвердителя в весовом соотношении . Так же, если слой заливки толще 40 мм, рекомендуется добавить пластификатор. Подробная инструкция по работе с различными отвердителями здесь.

Готовим основание и форму для заливки

Для начала необходимо сделать опалубку. Для этого можно использовать обрезки ДСП, фанеры или любого доступного материала с ровной плоскостью. С помощью саморезов собирается сам каркас, габариты которого нужно просчитать заранее исходя из имеющихся у вас слебов или тех заготовок, которые вы будете заливать. Высота опалубки должна быть немного выше слоя заливки. Так же необходимо проверить диагональ что бы получить правильную форму столешницы и минимизировать отходы. Далее необходимо подготовить стол, он должен быть ровный и выставленный по уровню. На стол кладем подложку, можно использовать полиэтилен, линолеум или силиконизированную бумагу, это отходы от производства рекламных бордов. Ее совершенно бесплатно можно набрать в любой компании, которая занимается изготовлением рекламы. К этим материалам не прилипает смола. Основное требование к подложке, она не должна быть мятой.

Уложив подложку на стол, сверху ставим опалубку. Прикручиваем или прижимаем ее к столу струбцинами. Все образовавшиеся щели от неплотного соединения необходимо тщательно заделать герметиком. Можно использовать:

  • пластилин,
  • силикон,
  • клей с термопистолета,
  • любой акриловый герметик.

В внутренней стороны стенки опалубки необходимо так же обработать, для этого можно использовать специальные разделители или обычный скотч.

Готовим слебы

Плоскости заготовок должны быть простоганы, желательно прорейсмусовать их в одинаковую толщину. Все плоскости слебов, которые будут контактировать со смолой, обязательно необходимо прогрунтовать!. Для этого используется та же смола что и для заливки. Так же можно сразу залить сучки или трещины. Кисточкой наносится слой на поверхность и откладывается на сутки для высыхания. Если этого не сделать, большая вероятность того что смола запенится и столешница потеряет внешний вид, то есть материалы будут потрачены зря. Прогрунтованные слебы выкладываем в опалубку. Прижимаем их струбцинами, иначе они просто всплывут. С помощью силикона или герметика делаем буртик по периметру что бы смола не вытекала за пределы заливаемого объема. Это необходимо сделать так как эпоксидка имеет усадку, ее необходимо заливать чуть большим слоем чем толщина деревянных заготовок.

Готовим смесь и заливаем столешницу

При работе со смолой в помещении должно быть чисто, сухо и тепло, оптимальная температура – 20-24°С. Не забывайте так же о проветривании. Для смешивания смолы и отвердителя необходима чистая и сухая тара

Важно правильно соблюдать пропорции всех материалов. Перемешиваем в течении 10-15 минут миксером на низких оборотах

Затем все смесь переливаем в другую тару и перемешиваем еще раз. Добавляем красители или пигменты, перемешиваем весь состав еще раз. Дать смеси отстоятся в течении 10 ти минут что бы из нее вышли пузырьки воздуха. Что бы ускорить процесс смолу можно прогреть до 45-50°С. но не более чем до 60°С, на водяной бане или феном. В этом случаи они потеряет полностью вязкость и будет как вода по консистенции.

Теперь ее можно заливать в опалубку. Небольшими порциями лейте смесь в средину заготовки. Если появляются пузырьки, удаляйте их зубочисткой или прогревайте поверхность феном, лучше использовать газовую горелку.

Важно!Толщина каждого слоя не должна превышать 1,5-2 см. Перерывы между заливкой слоем должны быть3-4 часа

Не допускайте попадания пыли между слоями, в этом случаи границы слоев между заливками не будет заметно.

После 5-7 суток поверхность можно шлифовать и покрывать защитными составами.

Важные этапы, которые нужно учесть

Что бы заливка столешницы удалась необходимо соблюдать несколько важных правил:

  • подобрать правильный отвердитель и сделать смесь согласно пропорциям по инструкции,
  • сделать опалубку что бы смола не вытекла,
  • тщательно прогрунтовать слебы.

Придерживаясь этих правил вы получите желаемый результат и не переведете материалы. Что бы набраться опыта, попробуйте сначала сделать что то поменьше размерами: часы, светильники, аксессуары для интерьера и тд. Много интересных идей есть здесь.

Мастер-класс No6. Стол-ручей из слэбов и эпоксидки

Стол-ручей из слэбов и эпоксидки

Для начала подготовьте слэбы подходящих размеров и формы. Разрежьте дерево пополам, как это показано на фото.

Подготовка и распил слэба

Обработайте слэбы – выровняйте их, чтобы привести к одной плоскости. В примере для этого используется ручной фрезер с дисковой пилой, а также самодельный фрезерный станок.

Предварительная обработка слэбовИспользование ручного фрезера с дисковой фрезой

В результате древесина раскроет свою структуру, доски станут ровными и одинаковой высоты.

Слэбы после предварительной обработки

Соберите герметичную форму для заливки. В примере это накрытое пленкой стекло (не самый удачный вариант); дерево поджато струбцинами.

Сборка герметичного каркаса для заливки

Приготовьте эпоксидную смолу в соответствии с инструкцией производителя.

Подготовка эпоксидной смолы к заливкеВ состав добавлен краситель

После этого приступайте непосредственно к заливке.

Процесс заливки эпоксидкиЗаливать нужно одним или несколькими слоями, в зависимости от марки смолыЕще одно фото процесса

Удалите пузырьки воздуха при помощи строительного фена.

Пузырьки воздуха изгоняются строительным феном

Когда смола застынет, выполните ее шлифовку и последующую полировку.

Шлифовка застывшей смолыИспользуются абразивы разной зернистостиПосле шлифовки поверхность полируетсяФото результата работы

Покройте поверхность защитным датским маслом. Установите ножки (можете использовать уже готовые, как в нашем примере).

Готовый стол ручей из слэбов и эпоксидки

Стол из эпоксидной смолы: виды и конструктивные особенности

Чаще всего с применением эпоксидной смолы изготавливаются столешницы. Самые популярные варианты оформления подобных изделий.

Вид Изображение Описание
Безосновные конструкции прозрачного типа Для изготовления таких столов смола заливается в форму. В результате получается прозрачная столешница.
С основой из натуральной древесины или ДСП В этом варианте смола является защитой основной поверхности от влаги и механических повреждений.
Комбинированные Использование заливки и натурального дерева в разных комбинациях и сочетаниях – излюбленный дизайнерский приём.

Давайте рассмотрим особенности перечисленных разновидностей столешниц из эпоксидки.

Прозрачные конструкции без опорной поверхности

Для изготовления таких конструкций используют заливочную форму. Она может иметь самую причудливую геометрию – чем сложнее, тем интереснее. Такие столешницы чаще всего используют для создания кофейных или журнальных столиков. Мастера используют встроенную неоновую подсветку, добавляют в заливку вкрапления из природных материалов. Особенно эффектно смотрится добавление в заливку воды – получаются настоящие «космические» объекты. Учитывая отсутствие основы, нужно бережно относиться к столам из жидкого стекла и не подвергать их чрезмерной нагрузке.

Интересные идеи столешниц из дерева и эпоксидной смолы

Эпоксидка совсем необязательно должна быть бесцветной – для оформления мебели её подкрашивают или даже делают матовой. При этом все вкрапления в таком изделии будут отлично видны даже сквозь толстый слой химического стекла. Интересная идея – использование люминесцентных красителей. Поверхность основы, например, ветки дерева, обрабатывается веществом, способным светиться в темноте. После заливки получается очень оригинальное изделие.

Излюбленный приём дизайнеров – обрамление эпоксидной заливкой деревянной столешницы. В качестве основы могут быть даже доски от старых ящиков

Оригинальный вариант оформления получается, если использовать в качестве основы ЛДСП с покрытием под мрамор. Не менее впечатляюще смотрятся картины и натюрморты, которые используются в качестве основы заливки столешницы. Одним словом, вариантов оформления − бесконечное множество. Эпоксидная смола даёт возможность творить и фантазировать – в этом её главное преимущество. Вот только несколько фотопримеров столов из эпоксидной смолы и дерева.

Статья по теме:

Деревянные столы с покрытием из эпоксидной смолы и разным наполнением

Добавляя под заливку разные элементы декора, художники по интерьеру добиваются потрясающих эффектов.

Вы можете добиться такого же эффекта, используя в качестве основы рисунки и орнаменты, выполненные из природных материалов: ракушек, сухоцветов, цветной гальки, шишек

Можно использовать коллекцию монет или бабушкины пуговицы, набор инструментов или просто россыпь болтов и гаек. Особенно колоритно в такой заливке выглядит ветхое дерево: трухлявый пень, покрытый мхом, выжженные солнцем доски или выбеленный морской водой кусок бревна. Все эти вещи застынут в смоле навеки, как доисторические мошки в янтаре.

В качестве декора можно использовать речные камушки, мраморную крошку, россыпь бусин и блёсток

Как выглядят столы из слэба и эпоксидной смолы

Слэб – это цельная массивная плита. Может быть каменной или деревянной. В нашем случае каменный слэб – слишком тяжёлая основа для стола. А вот деревянный – отличная основа для столешницы. Как определить слэб:

  • это продольный спил с необработанными кромками;
  • толщина древесины – от 5 до 15 см;
  • массив дерева является цельным, без склейки или других соединений.

Срез крупного ствола демонстрирует богатую фактуру и причудливый рисунок

Такие массивные элементы сохраняют в их первозданной красоте со всеми сучками и неровными контурами. Сейчас такие изделия в тренде, и многие дизайнеры используют их в интерьерных композициях. Благо, теперь не так сложно купить столешницу из эпоксидной смолы или заказать её в индивидуальном порядке хорошему мастеру.

Стол из эпоксидной смолы в виде реки

Одна из самых популярных форм – столешница со вставкой из эпоксидки в форме реки. Особую изюминку такому виду изделия придают неровные края на двух деревянных частях. Раньше такие столы делали с цветным стеклом, но теперь эпоксидка окончательно вытеснила эту технологию. Такие столы могут быть круглыми, прямоугольными, овальными или квадратными – заливка позволяет использовать любую форму и размер. В глубине «реки» мастера помещают песок, камни и ракушки, саму заливку окрашивают в голубые тона. Получается очень живописно, оцените на этих примерах.

Инструкция по изготовлению столешницы

Внутри каркаса на пленку выкладывают элементы, которые будут формировать столешницу — древесину, ДСП, фанеру, металл. Если планируется их покрыть эпоксидной смолой, то они должны быть ниже, чем борта опалубки.

Далее выливают смолу, начиная от центра. Состав под своей тяжестью растекается по форме

Если нужно, чистым сухим шпателем осторожно разравнивают поверхность

1-Заливка эпоксидной смолы 2-Засыхание смолы 3-Шлифовка изделея 4-Финальная отдлека

Оставляют первый слой до полного высыхания. Это может занять до нескольких дней. Сверху форму накрывают пленкой, чтобы не допустить попадания пыли или другого сора. Когда слой полностью затвердеет, повторяют заливку и сушку, пока не сформируется нужная толщина.

Далее переходят к шлифовке, чтобы избавиться от неровностей. Хотя некоторые производители выпускают продукты, которые после застывания можно не обрабатывать (это должно быть указано в инструкции производителя).

Наждачка крупная

Наждачка мелкая

Шлифуют застывшую смолу водостойким наждаком с крупным зерном, в конце — с самым мелким напылением. Рекомендуемые номера шкурки — от 80 до 2000. Плиту все время поливают водой. Затем проводят чистовую обработку абразивными пастами.

Следующий этап — финишная отделка. На древесину наносят типовые покрытия — защитные пропитки, воски, лаки. Часть столешницы, сформированную эпоксидной смолой, нужно накрыть пленкой или монтажной лентой.

Как обновить старый стол с применением смолы

Готовый стол из эпоксидки будет радовать хозяев долгие годы. Но в жизни возможно всякое, и порой из-за негативного воздействия факторов эпоксидные столы приходится обновлять. А при включении фантазии и сделать новым эксклюзивным элементом дизайна, добавив к декору фото, различные бусины, стразы, монетки и пр. Сама работа заключается в следующих этапах:

  1. Зачистка участков, которые решено отреставрировать. Убираются остатки краски, иных покрытий, эти места шлифуются и обезжириваются.
  2. Выкладка элементов дополнительного декора. Если они слишком легкие, то предварительно приклейте их к поверхности, чтобы не всплыли в смоляном слое.
  3. Подготовка эпоксидки и ее заливка. Смолу лучше наносить в несколько слоек, придерживаясь перерыва в 2–3 суток.
  4. Финишная полировка отвердевших новых участков.

Приобретение и подготовка слэба к работе

Как начинающему, мне казалось, что работа будет сверхсложной, однако такое мнение было лишь до момента, когда я приступил к изготовлению стола. После этого всё отошло на второй план. Остался лишь интерес, что же получится в итоге.

Слэб мне обошёлся очень дёшево, я его приобрёл на ближайшей пилораме практически за бесценок. При этом у меня был выбор, хотя и не богатый. Я купил срез массива карагача с немного подгнившим пятном посередине – такой выглядит красивее в итоге. Привезя его во двор, я отпилил необходимую длину, выбрав более структурную часть слэба.

Слэб был отпилен по нужной длине, после чего я приступил к его дальнейшей обработке

По причине того, что на такой станок, как рейсмус, у меня средств не было, я соорудил некое подобие подвижной платформы, на которую был установлен ручной фрезер. Если кому-то будет интересно, как я его изготовил, напишу об этом отдельно. Сейчас же статья будет посвящена исключительно изготовлению стола.

Платформа с фрезером справилась с задачей практически идеально, за исключением некоторых мелочей.

Фрезер довольно неплохо справляется с задачей рейсмуса

Пришлось сделать несколько проходов по слэбу, потратив на это около трёх часов, но нужный результат был достигнут.

После первого прохода видно, что слэб только начал выравниваться

Небольшие неровности пришлось зашлифовать. Это сделать несложно, если под рукой есть необходимое оборудование. Только не стоит выполнять эту работу рубанком. При таком подходе есть риск того, что столешница будет неровной. В случае с заливным столом это неприемлемо.

Оставшиеся неровности были удалены при помощи шлифмашинки

Статья по теме:

Удаление ненужных частей слэба

Обязательно нужно удалить всю кору, причём это касается не только наружных частей среза. Посередине, как я упоминал, на приобретённом слэбе было подгнившее место. Его я также удалил при помощи обычной стамески.

Удаляем все ненужные части древесины, придавая слэбу нужную структуру

Когда доска была отшлифована, а ненужные части удалены, я распилил её вдоль, оставив очищенное пятно в стороне от реза. Таким образом, получились две половины будущего стола. При этом прямые срезы должны были оказаться по бокам, образуя торцы столешницы. Можно было приступать к изготовлению формы для заливки. Получившиеся доски я расположил на деревянном верстаке, покрытом полиэтиленовой плёнкой. В этом была моя ошибка, но на ней я остановлюсь немного позднее.

Слэб был распилен вдоль, немного в стороне от центра, обычной циркулярной пилой

Основные виды

Популярность столов из эпоксидки выросла практически мгновенно. Раньше смолу использовали в качестве клеевого состава, но не так давно открылась еще одна сфера применения. Эпоксидная смола стала настоящим подарком для тех, кто серьезно задумывается о стилизации интерьера. Во внутреннем убранстве комнаты не последнее место отводится мебели. Кстати, предмет мебели может выполнять исключительно декоративную функцию. В частности, эпоксидные столики превращаются в элементы наполнения интерьера. Возможности материала позволяют создавать эксклюзивные шедевры.

Описать многообразие исполнения столешниц не представляется возможным по причине многочисленности художественных вариаций. В простейших классификациях столы можно поделить на категории по их функциональному предназначению: кухонный стол, журнальный стол, кофейный столик, рабочий стол. Есть еще одна классификация – по типу производства. Но так как она определяет и дизайн столешницы, то вполне подходит для рассмотрения.

Столешницы без основы. Такие столешницы представляют собой плиту, полностью отлитую из смолы, которая может иметь различную форму, от диска до призмы. В силу прозрачности материала, внутрь плиты могут помещаться различные предметы, выступающие в качестве декора. При добавлении в смолу красителя получается массив с оттенком. Различные порошки позволяют уменьшать прозрачность смолы. Так как жесткая основа отсутствует, то подобные столы не предназначены для высоких нагрузок. Заливной стол используется, как пивной, кофейный или журнальный. В некоторых случаях столики вообще стоят без практического применения, лишь для декора.

Столешницы с основой. Основа выполняет защитную функцию, она придает конструкции дополнительную прочность. В качестве основы выступает лист ДСП, слэб, мультиплекс или даже старая столешница. Смола наливается сверху, образуя прозрачный слой. Как и в случае столешниц без основы, здесь тоже можно декорировать изделие различными элементами. В силу того, что снизу основа прочная, полученная столешница выдерживает высокие нагрузки. Подобные изделия используют при производстве обеденных столов или рабочих столов.

Комбинированные столы. Благодаря тому, что эпоксидка обладает текучестью, можно конструировать комбинированные модели. Их нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. В состав столешницы входят фрагменты дерева, камня или металла, но они могут и не играть роль основы. В различных вариациях применяются элементы различной формы, с обработанными и необработанными гранями, острыми или закругленными краями. Особенно ценятся столешницы с деревянными элементами, так как структура натурального дерева обладает своей оригинальностью. При производстве комбинированных столешниц изготавливаются бортики, а декоративные элементы помещаются внутрь. Сначала мастер должен послойно покрывать элементы смолой, чтобы она попала во все полости. Затем формируется ровная поверхность.

Особенности работы со смолой

  • При работе с эпоксидной смолой нужно строго придерживаться указанных производителем пропорций компонентов.
  • В помещении должно быть сухо. Не допускают попадания влаги в смолу, чтобы не испортить изделие. Оптимальная температура для проведения работ — +22 °С. При резком снижении температуры в заливке появляются белые хлопья. Поэтому надо избегать перепадов температуры, пока смола полностью не высохнет. Нельзя работать с материалом при низких температурах, поскольку смола может расслоиться.
  • Чем холоднее в комнате, тем гуще и тем сложнее материал в работе. Чем выше температура в помещении, тем быстрее твердеет смола.

Мнение эксперта
Коржавин Даниил Дмитриевич
Конструктор стильной домашней мебели

Не стоит ускорять процесс высыхания. Если прогревать поверхность сверху, то столешница может деформироваться.

  • Смешивают отвердитель со смолой медленно и аккуратно. Активное мешание чревато тем, что в толще образуются пузырьки воздуха, от которых сложно избавиться.
  • Соединять компоненты нужно тщательно. Если масса будет неоднородной, потом на столешнице образуются плохо застывающие участки, липкие пятна. Чтобы этого не произошло, мастера рекомендуют несколько раз перелить смолу из одной емкости в другую. При этом нужно перемешивать массу в толще, стараясь не поднимать инструмент к поверхности.
  • Если пузырьки все же появились, то них можно избавиться. Пока смола не затвердела, проблемный участок нагревают строительным феном.
  • Помутнения тоже можно ликвидировать. Так, мастера утверждают, что масса становится снова прозрачной, стоит лишь прогреть ее до температуры 60 °С.
  • Специалисты рекомендуют одновременно замешивать не больше 1–5 кг смолы (в зависимости от величины стола). Большой объем рабочего раствора может затвердеть прямо в ведре за считанные минуты. Рекомендуется использовать только современные отвердители типа Этал-45М.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector